я учусь всю жизнь

10 причин продолжать учиться всю жизнь

userpic empty big

1.​ Развитие интеллекта

То, что новые знания делают нас умнее, — банальная, набившая оскомину истина. Но мало кто задумывается, настолько помогает разностороннее развитие. Точные науки (математика, физика) развивают абстрактное мышление, логику, учат принимать рациональные решения, анализировать факты и замечать тенденции. Гуманитарные дисциплины расширяют кругозор, помогают разбираться в психологии и устройстве общества, учат делать выводы и обобщать. Естественные науки позволяют больше узнать о мире и о логике происходящих в нем процессов.

Обучаясь, мозг создает новые нейронные связи, а память и способности к концентрации улучшаются. Для гармоничного развития имеет смысл время от времени касаться разных областей знаний, так же, как спортсмены делают тренировки на разные группы мышц. Причем концентрироваться лучше на сферах, которые вам не близки: это позволяет поработать над своими слабыми сторонами.

2.​ Структурирование мышления

Научный метод познания подразумевает объективность, системный подход и использование логики. Обучаясь тем или иным дисциплинам, вы учитесь смотреть на события и факты непредвзято, подвергать сомнению полученную информацию, анализировать ее. Доводы становятся логичными и обоснованными, вы лучше определяете манипуляцию и замечаете «дыры» в аргументации других людей. Благодаря структурированному мышлению речь также становится логичнее, лучше. Вы учитесь кратко и ясно излагать мысли. Образование, на что бы оно ни было направлено, меняет сам образ мышления.

3.​ Улучшение психического здоровья

Исследования показали, что когнитивные способности дольше сохраняются у тех, кто активно занимается умственной деятельностью. Пожилые люди, которые продолжают развиваться и работать, в разы реже страдают от старческой деменции, болезней Альцгеймера и Паркинсона. Это связано с большим, чем у других, количеством нейронных связей. Если часть из них страдает, мозг «перенаправляет» ресурсы на другие области. Таким образом, обучение улучшает качество и продолжительность жизни. Чем больше вы «напрягаете» мозг, тем дольше он будет работать.

4. Устойчивость к изменениям

Ситуация в мире быстро меняется. Доходит до того, что абитуриенты поступают на, казалось бы, перспективную специальность, а уже к выпуску она перестанет быть востребованной. Но даже если не брать столь радикальные примеры, все равно придется сказать, что многие области постепенно теряют актуальность. Может случиться и так, что полученная профессия перестанет нравиться лично вам.

Если вы разбираетесь только в одной, узкой сфере, любой из вышеописанных вариантов станет катастрофой. Однако если вы любопытны и развиваетесь в разных направлениях, способности к адаптации значительно возрастают. В случае кризиса вы просто уйдете в смежную специальность или другую область.

5.​ Способности к самоорганизации

Чему бы вы ни учились, это требует жесткой дисциплины. Нужно составить график работы, следить за дедлайнами, делать упражнения, даже когда не хочется. Ситуация дополнительно усложняется, если приходится совмещать учебу с работой. Тогда вы действуете в условиях временных ограничений и учитесь расставлять приоритеты. Эти навыки — самодисциплина, тайм-менеджмент, умение себя заставлять — пригодятся, чем бы вы ни занимались. Таким образом, сам процесс организации обучения уже прививает вам новые навыки.

6.​ Умение обрабатывать информацию

Во время учебы в вузе студенты постоянно ищут и анализируют большие массивы данных. Нужно определять их релевантность, сравнивать различные источники, обобщать полученную информацию. Если люди учатся самостоятельно, приходится, помимо прочего, тщательно проверять достоверность полученных сведений. Неважно, с каким типом информации вы сталкиваетесь: изучаете ли образ женщины в творчестве Пушкина или виды операций на валютном рынке, — в процессе вы развиваете способность к обработке и анализу информации. Полученный навык пригодится и в работе, и в жизни. Он позволит быстро разобраться в ситуации, при необходимости «добрать» недостающие сведения и сделать верные выводы.

7.​ Новые знакомства

Чем старше становится человек, тем в более узком кругу он общается. Как правило, контакты состоят из пары школьных или университетских друзей и большого количества коллег по работе, знакомых из той же сферы, начальников, конкурентов. Сами того не замечая, вы год за годом встречаетесь одними и теми же людьми, создавая вокруг себя своего рода пузырь.

Учеба расширяет круг общения. Когда вы интересуетесь новой сферой, то знакомитесь с другими, иногда совсем не похожими на вас людьми: другого возраста, с иными увлечениями и социальным статусом. Это обогащает личность, расширяет представление о мире и живущих в нем людях. Чем больше вы знаете, тем лучше у вас развиты способности к социализации, когда вы знаете, как поддержать беседу на разные темы. И, как следствие, тем больше потенциал для дальнейшего развития.

8.​ Карьерный рост

Изучая новое, вы повышаете свою стоимость на рынке труда. Очевидно, что работодатели предпочтут сотрудника, который, помимо выполнения основных обязанностей, способен, скажем, провести переговоры на английском или самостоятельно разобраться со сложными компьютерными программами. Чем более разностороннее у вас образование, тем быстрее и легче вы будете продвигаться по службе и с меньшей вероятностью упретесь в потолок. А даже если не будет хватать знаний, вы быстро найдете, где и как их получить.

9.​ Расширение возможностей

Обучение дает свободу. Каждый новый блок знаний открывает новые перспективы, дает доступ к новым ресурсам. Причем речь идет не только о карьере. Разбираясь в людях и себе, вы более гибко реагируете на конфликты и стресс. Понимая, как устроены те или иные процессы, правильнее и быстрее реагируете на изменения и даже можете их предсказать. Люди часто боятся сделать шаг, поскольку неизвестность пугает. Обладая разносторонними знаниями и, что важно, умея учиться, вы лучше контролируете свою жизнь, можете чаще рисковать и осваивать новые сферы.

10. Насыщенная жизнь

Обучение расширяет представление о мире и живущих в нем людях, о самих себе. Новые знания и навыки позволяют соприкоснуться с разными областями, развивают мышление, увеличивают гибкость и спектр возможных реакций. С возрастом мир часто сужается до круговорота «дом — работа — дом». Обучение не дает утонуть в рутине, вы остаетесь любопытными, жадными до новых открытий. Вам удается успевать больше и чувствовать, что каждый день прожит не зря.

Источник

Lifelong education: зачем учиться всю жизнь

Сама необходимость учиться постоянно появилась в связи с кардинальными изменениями на рынке труда: если не обновлять свои знания, вероятность со временем стать невостребованным существенно повышается. Какие основные тенденции наблюдаются на рынке обучения и труда?

Процент занятых на фрилансе работников во всех странах мира растет. Эти люди охотнее вкладываются в свое дополнительное образование, что не может не отражаться на обычных офисных сотрудниках, которые начинают чувствовать себя неуверенно на своем месте. Независимо от типа занятости всем работникам теперь необходимо:

Изменение роли второй карьеры

Ранее был распространен стереотип о том, что на получение второй специальности идут некие «сбитые летчики» — некогда успешные специалисты, которые по каким-то причинам остались без работы и долго не могут найти новую. Сейчас это нормальный путь для любого человека.

Первое высшее образование обесценилось: часто его получают не столь осознанно, оно далеко не всегда определяет дальнейший путь, но дает понимание, как учиться, обучает системному мышлению и некоторым другим полезным навыкам.

Принцип из «Алисы в Зазеркалье»: чтобы остаться на месте, нужно бежать, чтобы куда-то попасть — нужно бежать в два раза быстрее.

Сейчас нужно постоянно двигаться и учиться чему-то новому, даже чтобы просто сохранить свою позицию, не говоря уже о карьерном росте.

755671811446157

Невыгодность для компаний стабильности сотрудников

Под любой новый проект выгоднее и быстрее нанять отдельную команду с соответствующими компетенциями на срок его реализации, после чего всех распустить.

Пенсии как формат некой будущей страховки уходят в прошлое. Все больше людей понимают, что работать они будут до «победного конца». Тут играет роль общая тенденция к старению населения: по данным Всемирной организации труда, через 10 лет средний возраст каждого работника в мире составит 41 год. И компаниям будут действительно необходимы эти люди, только если они обладают всеми необходимыми навыками.

755671715424876

Необходимость в гибридных работниках и построении гибридных карьер

Многим людям для работы теперь необходимы новые навыки, например, умение программировать и знания в области Data Science.

Когда мы говорим про точки роста в экономике, они всегда находятся не в одной отрасли, а в смежных: биотехнологии, агротехнологии.

755762358403276

С момента появления в 2008 году первых проектов, дающих возможность учиться дистанционно, онлайн-сервисы меняют подход к образованию и дают к нему доступ практически каждому. Примеры таких проектов: Khan Academy, Udemy, Coursera, Ecole 42, в России — «Школа 21».

755798724282317

Ошибки в выборе будущей карьеры

Раньше все хотели отдавать детей на факультеты экономики и управления. Однако чем ребенок после этого будет заниматься, понималось слабо. Сейчас опросы показывают, что 95% родителей хотят, чтобы их дети стали программистами.

При этом самая большая зарплатная динамика — совсем не в IT-области, а в сельском хозяйстве, которое считается среди российских родителей наименее привлекательной отраслью. Они просто не понимают, что новые технологии совсем скоро кардинально изменят эту сферу и сделают ее специалистов перспективными.

755790100639572

Появление новых профессий

По прогнозам, через 10—30 лет будут востребованы:

Также остаются востребованными (и будут по крайней мере еще в течение ближайших десяти лет) учителя, менеджеры по продажам и рекрутеры.

При этом совсем скоро появится и множество совершенно новых профессий:

755675157126305

Изменение форм образования

В классическом понимании системы образования существует бакалавриат, магистратура, далее некоторые идут в бизнес-школу, после чего следует так называемое executive education. Внутри существуют разные формы — оффлайн, онлайн, mixed- или blended-образование. Кроме этого, могут быть различные профессиональные сертификации.

Сейчас это считается устаревшей моделью, потому что меняется отношение к диплому как к некоторой ценности. На первый план выходят профессиональные компетенции, которые вы можете применить. Кроме этого, становятся востребованными формы микрообучения, позволяющего выбрать из нескольких курсов разные тематические топики и собрать интересный курс персонально под себя и свои потребности.

755673436497628

Новый подход к сертификатам

Различные университеты и онлайн-проекты практикуют так называемые сертификаты мастерства или skill-сертификаты, которые зачастую важнее, чем ваш классический диплом. Вполне вероятно, будущее — не за одним дипломом условной бизнес-школы, а за набором таких сертификатов.

Более гибкий процесс образования

Сейчас популярен такой формат обучения, в котором помимо стандартной модели учитель — студент, присутствует и модель студент — студент. Она проявляется через дискуссии, проверку учащимися друг друга, совместные проектные работы. Внедрение в учебный процесс практических кейсов иногда делает общение с однокурсником полезнее, чем с профессором.

755789162828788

Нужно искать impact-возможности

Каждые несколько лет появляются новые прорывные технологии. Они становятся своеобразными бифуркационными точками, кардинальным образом меняющими экономику. Сейчас это все, что связано с:

Уже сейчас надо научиться обнаружению подобных impact-точек, а также попробовать так или иначе связать свою рабочую деятельность с ними, чтобы в будущем повысить свою «стоимость» как профессионала и заниматься чем-то действительно важным и интересным.

755790880429781

Изменение подхода к людям на рынке труда

Раньше кандидатов искали, оценивали, выбирали из них самых талантливых, и уже далее с ними продолжали сотрудничество. Теперь же главный подход заключается в поиске условий для эффективного обучения каждого отдельно взятого человека. И это очень позитивная тенденция: значит, каждый сможет найти для себя приемлемый подход и подходящую программу, чтобы освоить те или иные компетенции.

Рост потребности в креативных и универсальных сотрудниках

В 2016 году креативность в топ-10 навыков будущего занимала 10-е место, в 2020 году она переместилась на 3-е. Креативный подход, как умение объединять знания, видеть задачу под разными углами, будет необходимо практически всем специалистам. На первом месте среди компетенций будущего находится критическое мышление.

755688091418750

Раньше, говоря о востребованных людях, употребляли аббревиатуру STEM (Science, Technology, Engineering, Maths — «наука», «технологии», «инженерия» и «математика»), то сейчас это превратилось в STEAM: добавилось «А», что означает «Art».

Интересно, что необходимость в некоторых навыках постепенно снижается: если в том же 2016 году умение убеждать и вести переговоры было очень востребовано, то сегодня эта тенденция постепенно меняется, так как все больше решений в будущем будут делаться на основе анализа данных.

Топ-5 областей для развития:

Источник

Неужели надо учиться всю жизнь?

Думаю, многие из вас, особенно в школьные годы, с полным отчаянием задавали себе этот вопрос. Я помню, что, когда я впервые где-то услышала, что человек учится на протяжении все своей жизни, я просто пала духом. В школе учишься, потом в университете еще учиться, а потом это не конец, а потом надо учиться всю жизнь. Сколько же можно? Когда же жить? Но чуть позже я поняла эту простую истину, поняла, насколько это важно.

И речь здесь не идет об учебе как о зазубривании материала (кстати, такое неполное понимание поэтому в школьные годы воспринимается в штыки). Учиться всю жизнь означает гораздо больше – совершенствоваться, развиваться, расти.

Что означает учиться всю жизнь?

Те, кто отрицает жизнь как большого учителя, останавливается в своем развитии. Замирает на том уровне, на котором остановился. А мир, мир он движется, он живой, он постоянно меняется. И если мы останавливаемся, а жизнь уходит вперед, это значит, что относительно жизни мы движемся назад, мы теряем все то, что у нас есть.

Учиться всю жизнь означает гораздо больше – совершенствоваться, развиваться, расти.

Развиваться – это часть нашей естественной природы, мы должны помнить об этом. И вся наша жизнь – это как большой предмет, состоящий из множества уроков, экзаменов, работ над ошибками. Каждое событие, будь оно счастливое или печальное, несет в себе какой-то обучающий момент.

Те, кто отрицает жизнь как большого учителя, останавливается в своем развитии.

Думаю, многие из вас станут мне возражать: как может быть, что несчастье может меня чему-то научить, особенно когда это несчастье случилось по вине другого человека. Как может быть уроком болезнь близкого человека или неожиданное увольнение с работы, когда работа так важна. Или как может вообще быть моим уроком, если меня, скажем, ограбили, я же не воровал никогда и ничего.s1 377220 881

Парадоксально, но если мы смотрим на все негативные события в нашей жизни, как «кто-то виноват», мы теряем эту возможность понять, в чем же урок. Успехи мы с удовольствием приписываем себе, а неудачи «кому-то»: начальник, погода, жена-тражира, муж-козел. На самом деле мир очень целостен и совершенен, мы лишь не всегда это понимаем. Все события имеют свою причину, которую не всегда видно на первый взгляд, которая случилась когда-то давно и, только спустя долгие годы, дает нам отклик. Мы часто не понимаем, что сами создали себе проблемы, потому что не улавливаем эту связь, но она существует.

если мы смотрим на все негативные события в нашей жизни, как «кто-то виноват», мы теряем эту возможность понять, в чем же урок.

Только осознав, что любое событие в жизни (негативное или позитивное) – это наш урок, проверка, материал для нашего обучения и развития, только тогда мы начинаем открывать для себя и постепенно понимать, чему же жизнь нас учит. Учит любить, сострадать, служить, отказываться от корысти, реализовывать свои таланты, а не подчиняться воле других и многому другому.

А она всегда нас учит чему-то: либо бороться со своими недостатками, либо раскрывать и взращивать свои достоинства. Ведь даже успех – это особый урок, не каждый человек проходит испытание большим успехом. Кто-то срывается и пускается во все тяжкие. Получив состояние, люди прожигают его, получив власть, пользуются ей и эксплуатируют людей.

s1 65689 251

Позиция ученика

В чем же состоит эта удивительная позиция истинного ученика, который идет в гармонии с миром и своей жизнью, который использует подаренные ему уроки для собственного развития? Какой он, ученик?

Для того, чтобы стать таким учеником, надо поменять в своем сознании отношение к миру, как к чему-то угрожающему и насильному, навязанному. Надо удерживать постоянно мысль, что мир – он учит нас чему-то, мне надо лишь понять, чему. Тогда рано или позднее приходит понимание, в чем же был урок, чему именно я учился. Эта истина открывается тому, кто ищет, кто думает и размышляет. И тогда учиться всю жизнь становится приятным, важным и естественным состоянием, которое не пугает, а помогает развиваться.

Источник

Вечный студент: почему в будущем нам придётся учиться всю жизнь

Как научиться учиться и почему это нужно всем без исключения — и детям, и взрослым, в День студента рассказывает руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.

1305756b 2119 4b32 8ba2 88d805d0514a

Насильственное обучение взрослого невозможно

Прежде чем говорить об обучении взрослых, давайте разберёмся, кто такие взрослые и чем они принципиально отличаются от детей? Юридически человек считается взрослым после наступления совершеннолетия. Но реально взрослых среди 18-20-летних совсем немного.

В первую очередь взрослый человек от невзрослого отличается ментальной зрелостью. Он умеет брать на себя ответственность, у него достаточно знаний и умений, чтобы принимать важные жизненные решения.

На мой взгляд, понятие «взрослость» не столько про физический возраст, сколько про мироощущение и внутреннюю зрелость человека.

Взрослый более мотивирован и, как следствие, более самостоятелен. Он не перекладывает ни на кого ответственность за результат и понимает, что всё зависит от него самого. Благодаря этим качествам он предъявляет совершенно другие требования к педагогу и в целом к процессу обучения.

Взрослым плохо подходит классическое фронтальное обучение, где педагог является абсолютным авторитетом. Насильственное обучение взрослого практически невозможно. Из-за высокого уровня осознанности у него всегда будет возникать вопрос: а зачем мне это нужно? Взрослому нужен не строгий лектор, а мудрый наставник, который будет его направлять и поддерживать, а также исправлять ошибки.

Как сохранить способность к обучению во взрослом возрасте

Мы учимся всю жизнь, но, конечно, с возрастом способность к обучению снижается. Организм стареет — и это неизбежно. Но надо понимать, что речь идёт не о 30-летних, а, скорее, о 70-летних людях. При этом многие учёные и в 80 лет сохраняют ясность рассудка и остроту мысли. Точно так же мы знаем 60-летних «стариков», которым уже ничего неинтересно, их мозговые функции практически угасли. Именно поэтому в любом возрасте важно поддерживать мозг в рабочем состоянии.

Для хорошей работы мозга критически важно высыпаться и соблюдать режим сна. Это не значит, что всем нужно ложиться в девять, режим у каждого свой. Все мы были молодыми и не спали до четырёх утра, а потом к девяти бежали на занятия — в юности это нормально. Но чем раньше человек начинает заботиться о себе, тем дольше он сохраняет работоспособность.

03b7a11e 4613 45db 83b3 42a298dc6b71

Конечно, важны физические нагрузки, то есть регулярный спорт. И не менее важно переключаться между интеллектуальными и физическими активностями. То есть сейчас мы бегаем на лыжах, потом читаем книгу, затем рисуем и так далее.

Например, решить, что сегодня мы все привычные действия выполняем левой рукой. Неожиданно оказывается, что очень много вещей мы делаем правой рукой на автомате — поворот ключа в замке, открывание дверей, держание ложки. И для того, чтобы выполнить эти же действия левой рукой, нам надо остановиться и совершить усилие над собой. В эти моменты обновляются нейронные связи, человек начинает более осознанно подходить к простым действиям.

Важно пробовать новое во всех сферах жизни: читать новые книги, есть новые блюда, путешествовать по новым местам. Такой подход здорово раскачивает наш мозг и развивает любопытство к жизни. Это не всегда просто, нужно преодолеть некоторую инертность нашего рацио — «выйти из зоны комфорта» — но когда мы это сделали, дальше становится легче. Потому что наш мозг обожает пробовать новое. И конечно, в любом возрасте стоит продолжать учиться.

Мы обязаны научиться учиться

Последние лет пять в России стали говорить о концепции lifelong learning, то есть о концепции непрерывного обучения в течение всей жизни. На самом деле, мы во все времена учились всю жизнь — в школе, институте, на работе. Почему же сейчас эта повестка стала резко выходить на первый план? Выяснилось, что хоть мы и учились всю жизнь, для современных условий делали это недостаточно интенсивно.

Мир меняется с колоссальной скоростью. Постоянно появляются новые технологии, происходит автоматизация процессов, приходят новые управленческие практики. Этому всему нужно учиться, постоянно актуализировать свои знания, чтобы просто не сойти с дистанции. Тем более что у нас в руках есть современные цифровые и мобильные технологии, благодаря которым мы можем непрерывно обучаться. Один из первых курсов на платформе Coursera так и называется «Учитесь учиться».

К сожалению, наша классическая система образования не в состоянии научить нас этому навыку. Более того, она работает в обратную сторону.

3677cc27 51c4 47f7 8910 d6efe1ec61d0

Нас не приучают к поисковому поведению, его, наоборот, не приветствуют. И на выходе мы получаем конформистов, умеющих только копировать прошлые практики и считающих, что так будет всю жизнь. А ведь сама суть образования — это всегда нонконформизм, всегда выход в новое. Эту инерцию нам всем нужно преодолевать.

Как научная фантастика помогла Китаю увидеть будущее

Homo sapiens как вид — это самое быстро обучающееся существо на планете. И мы очень любим учиться. Достаточно посмотреть на детей — они бесконечно осваивают что-то новое, куда-то лезут, что-то сочиняют, познают мир. В этом смысле ключевой фактор, чтобы научиться учиться — просто возродить в себе это любопытство. Оно уже есть в нас, но наше социальное окружение не приветствует подобное поведение.

Крайне полезно читать научную фантастику. Хорошая научная фантастика даёт ответы на многие вопросы во всех областях — от технологических до социальных. Фантасты придумывают возможные миры будущего, а реальность так или иначе копирует эти миры. Начитанность фантастикой даёт много интереса к будущему.

Про это есть известная история. Китай несколько десятков лет назад озадачился вопросом: почему у них хорошо получается копировать и совершенно не получается ничего придумывать? Они проанализировали и выяснили, что во всех странах с сильной разработкой такая же сильная школа научной фантастики. А в Китае этот жанр просто отсутствовал. Китайцы стали отправлять своих студентов на учёбу и за эти годы вырастили у себя поколение научных фантастов. И произошёл перелом: Китай уже не копирует, он превратился в мощную страну с сильной культурой инноваций.

Какие навыки пригодятся в будущем

Про навыки будущего не говорит только ленивый. Но ведь 90% из них никакого отношения к будущему не имеют, эти навыки были актуальны во все времена. Например, в XIX веке не нужно было критическое мышление? Нужно! Просто это навыки, которые вдруг стали массово нужны, а наша система образования их не прививает. При этом всем людям будущего совершенно точно понадобится умение читать и писать, но никто не называет это навыком будущего, поскольку мы умеем учить людей читать и писать. «Атлас новых профессий» помогает сориентироваться на рынке труда будущего и указывает на навыки, которые нам либо уже нужны, либо очень скоро понадобятся.

22c771b2 d64a 432a b27f 90d98098ae14

Так какие навыки и умения будут ключевыми в XXI веке? Безусловно, это умение учиться, о котором мы говорили выше. Это базовый навык, который тянет за собой все остальные. Не менее важны цифровые навыки. Это широкий спектр знаний и умений, так или иначе связанных с информационными технологиями.

Комментирует Павел Пучков, контент-продюсер проекта Hi-Tech Mail.ru:

— Онлайн-обучение сейчас может происходить даже там, где вы этого не ждете. В частности, игровая модель улучшения отдельных навыков сделала безумно популярными различные сервисы по изучению иностранных языков. Проекты вроде Skyeng или LinguaLeo рассчитаны на взрослых, но вся суть механик их приложений выглядит игровой, без лишней серьезности. Через игру происходит потребление новой информации и ее закрепление.

Набирают популярность и онлайн-курсы по самым разным темам.

Вы не чувствуете себя в университете, а находитесь в комфортной домашней обстановке. При этом учиться сейчас можно чему угодно — от приготовления еды до проектирования сложных чертежей.

Важный момент нового времени: все больше людей перестают бояться менять жизнь и профессии в зрелом возрасте. В 30, 40 и даже 50 лет они приходят на площадки вроде GeekBrains и учатся программированию, дизайну или инстаграм-маркетингу. Еще недавно под обучением в интернете подразумевали поход на «Википедию» по нужной теме. Сейчас это десятки крупных площадок, сотни нишевых курсов, тысячи онлайн-коучей. И сотни тысяч людей, которые потребляют новую для себя информацию, не стесняясь учиться.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Биографии известных людей
Adblock
detector