яга е100 в реальной жизни фото

Е-100 – последний стальной гигант Гитлера

В начале 1943 года Германия начала терпеть неудачи на всех фронтах. Поражения под Сталинградом и в Африке, подтолкнули Гитлера на создание «чудо-оружия». Идея гигантизма у немецких конструкторов, занимающихся военными разработками, коснулись практически всех видов вооружения.

Не обошла гигантомания стороной и танкостроение. Одним из самых колоссальных проектов третьего рейха в части разработки бронетехники явился танк Е-100.

Е-серия

Е-100 являлся довершением серии разработок бронетехники под аббревиатурой «Е», проектирование которых начались во второй половине Второй мировой войны.

maxresdefault 1

Е-серия состояла из следующих прототипов бронетехники:

Прототип являлся прямым конкурентом проекта «Maus». Но технологии, применяемые в проектировании танка, его конструкторские решения имели большие шансы на воплощение и пуск проекта в серию, чем у детища Фердинанда Порше.

Конструкторское бюро Э. Книпкампа

Весной 1942 года в Германии было организовано исследовательское бюро под руководством Э. Книпкампа, задачей которого являлась проектирование новых видов танков и САУ с учётом опыта применения за истекший период войны.

Создание группы инициировано самим Книпкампом, но продвижение проектов шло со скрипом по причине того, что массивная часть средств направлялась на работу по созданию и модернизации военной техники в соответствии с требованиями вермахта. Но, несмотря на ограниченность в ресурсах, конструкторам удалось получить результат.

Разгар деятельности бюро Книпкампа начался достаточно поздно – во второй половине Второй мировой войны, в то время, когда страны Оси начали терпеть поражения на всех фронтах.

Разработка и изготовление

В июле 1943 года в городе Фридберг предприятием Adler начата работа по проектированию Е-100. В дальнейшем данная компания занималась производством танка. Ввиду острого недостатка ресурсов в 1944 фюрер приказал остановить разработки тяжёлых танков, таких как Е-100 и «Maus». Но, в отличие от предприятия Порше, которое заморозило проектирования «мышонка», на заводе компании Хенкель, хоть и достаточно медленно, но все же продолжался процесс изготовления Е-100.

maxresdefault 1 1

В начале 1945 года были изготовлены следующие компоненты: бронекорпус, ходовая и силовая установка. Башня не была готова к моменту проведения испытания, и её заменили макетом, имеющим такую же массу и габариты.

Проект был захвачен британскими частями весной 1945 года. Есть несколько фотографии с позирующими на фоне стального гиганта союзниками. Через несколько месяцев прототип был передислоцирован в Великобританию, где после проведения исследований, он был списан и отправлен на резку металла.

Конструкция

Проектирование Е-100 было проведено по стандартной немецкой схеме: с кормовым размещением двигателя и монтирования трансмиссии в лобовой части. Бронированию танка придавалось очень большое значение: лоб корпуса имел бронирование толщиной 200 мм с рациональными углами наклонов верхних листов в 600 и нижних листов в 500.

Борта были защищены броневым листом толщиной 120 мм, а дополнительно установленные наружные экраны ещё больше увеличивали бронезащиту.

Кормовое бронирование составляло 150, дно танка было усилено бронелистами толщиной 80 мм. Масса Е-100 должна была составлять в итоге порядка 140 тонн.

Проект башни Е-100 имел три варианта. Первый вариант предусматривал монтаж башни «Maus», второй вариант под названием Mausturm II был изготовлен на заводе Крупп с 80 мм бронелистами, установленными под наклоном. Третий вариант остался неизвестным, так как чертежи башни оказались уничтоженными, а макет башни не был выпущен.

В процессе разработки танка появлялось несколько проектов вооружения. Изначально в башню планировалась установить пушку KwK 44L/55 калибром 128, в дальнейшем было принято решение увеличить калибр орудия и установить 150 мм KwK 44L/48. Под это орудие и разрабатывался второй видбашни с наклонными броневыми листами. Правда, после доработок пушки смогли монтировать 150 мм артсистему в башню Maus. Рассматривалась возможность монтажа на прототип артиллерийской системы KwK 44 калибром 173 мм.

Экипаж составлял 6 человек, с размещением механика-водителя, радиста, командира в корпусе и двух заряжающих с наводчиком в танковой башне.

При проектировании шасси танка был учтён большой вес машины. От стандартной схемы, с применяем торсионов, пришлось отказаться и установить пружины Бельвиля. Установка пружин была довольно дорогостоящим удовольствием, хотя позволяла не только сэкономить место на корпусе танка, но и упростила возможность проведения ремонтных работ в полевых условиях, особенно по сравнению с серийной тяжёлой бронетехникой панцерваффе.

Для уменьшения удельного давления танка на грунт, предполагался монтаж гусениц, ширина которых составляла 1000 мм, что позволило снизить давление до 1,4 кг/см2. Однако габариты не позволяли производить транспортировку Е-100 железнодорожным транспортом, так как размер платформ не позволял произвести загрузку машин.

Для проведения транспортировки по железной дороге на Е-100 устанавливались специальные гусеницы шириной 550 мм. Проведение работ по монтажу-демонтажу гусениц занимало много времени и доставляло массу неудобств.

17 1

Е-100 планировалась оснастить силовой установкой Maybach HL 230P30, мощностью в 700 л.с., с дальнейшей заменой Maybach HL234, мощность которого составляла уже 1200 л.с. По мнению разработчиков, силовая установка позволяла Е-100 разгоняться до 40 км/ч. Но, проект двигателя так и не попал в производство, хотя мощности тоже было недостаточно для 140 тонного гиганта. Расход топлива составлял 1000 литров на 100 км.

ТТХ Е-100

Оригинальная конструкция машины Е-100 не имеет аналогов. Ближайшим конкурентом по массе и габаритным является немецкий же танк Maus, построенный (до разной степени готовности) в нескольких экземплярах. При этом оба образца «чудо-оружия» представляли собой тупиковую ветвь развития в танкостроении.

Maus Е-100
Длина корпуса, мм 9020 8700
Ширина корпуса, мм 3700 4480
Высота, мм 3630 3320
Клиренс, мм 570 570
Масса, т. 180 140
Бронирование, мм Лоб 200
Борт 185
Корма 180
Лоб 240
Борта 120
Корма 150
Вооружение 128 мм KwK-44 L/55,
75-мм KwK-40
128 мм KwK 44 L/55, 75 мм KwK 37 L/24
или 150 мм KwK 44 L/38
или 173 мм KwK 44
Мощность двигателя, л/с 1080 или 1250 700
Максимальная скорость, км/ч 20 23
Запас хода, км 186 120
Расход топлива, л/100 км 1400 1000
Давление на грунт, кг/см2 1,31 1,4

Е-100 во многом превосходил прямого конкурента танк «Maus». Так, благодаря броневым листам расположенными под разными углами наклона, Е-100 имел лучшую защищённость, чем «мышонок», при этом масса стала намного меньше.

world of tanks tanks 479627

Стремление проектировщиков к унификации узлов машины и простота монтажа запасных частей, позволяли танку иметь неплохие шансы на запуск в серию.

Но, несмотря на это, проект Е-100 так и остался незавершённым, по причине своей дороговизны и нехватки ресурсов.

Истощённая Германия, теснимая союзниками, не могла себе позволить транжирить стратегические материалы, даже для создания такого чудо-танка.

На завершающем этапе Второй мировой войны в Германии при изготовлении боевых машин больше внимание стало уделяться небольшим истребителям танков, не требующим больших затрат. Такой машиной стал «Hetzer», серийный выпуск которого был начат в 1944 году.

Видео

Источник

Сверхтяжёлые бумажные истребители танков

1491635 1436607473224009 1456926934 n

Фантазии на тему бронетанковой техники времён Второй мировой войны широко распространены. Домысливаются технические возможности и особенности боевого применения реально существовавших танков, обрастают всё новыми деталями и «фактами» машины, создание которых только планировалось (а иногда даже и не планировалось вовсе). Одним из примеров таких широко растиражированных фантазий являются домыслы о противотанковых самоходных артиллерийских установках на базе сверхтяжёлых немецких танков. Разбираемся, как эти фантазии соотносятся с действительностью.

«Атлантида» немецкого танкостроения: Jagdpanzer E-100 Krokodil

Немецкие сверхтяжёлые танки Pz.Kpfw.Maus и E-100 являются одними из главных «предметов культа» среди почитателей немецкой техники. То, что разработку обоих танков свернули ещё в июле 1944 года личным распоряжением Гитлера, многих не останавливает. Бытует мнение, что продлись война ещё, оба монстра пошли бы в серийное производство. На самом деле судьба Pz.Kpfw.Maus решилась ещё в августе 1943 года, когда англичане разбомбили заводы Krupp, и танк стало попросту негде делать. А E-100 не дошёл даже до стадии окончательной сборки и самостоятельно ни разу не двигался. Не был определён и потенциальный подрядчик для его производства.

Отдельной темой для обсуждения являются самоходные установки, которые проектировались на базе Pz.Kpfw.Maus и E-100. Информация по этим машинам ходит крайне противоречивая, что создало почву для всевозможных фантазий. Одна из наиболее «раскрученных» на сегодняшний день идей на эту тему – выдуманная САУ Jagdpanzer E-100 Krokodil.

Благодаря творчеству французского художника Hubert Cance, начертившего эту самоходку в двух вариантах (с 149-мм и 173-мм пушками) и опубликовавшего статью в 22-м номере журнала Batailles & Blindes за ноябрь 2007 года, мифический проект обрёл очертания. Дело дошло до изготовления вполне серьёзными фирмами пластиковой модели Jagdpanzer E-100 Krokodil по мотивам проекций французского художника. О том, что при такой нагрузке на передние катки, как у его «проекта», самоход будет ломаться каждые 10 километров, автор чертежей явно не задумывался…

Сверхтяжёлые орудия для сверхтяжёлых истребителей танков

Между тем, самоходные установки на базе E-100 и Pz.Kpfw.Maus действительно проектировались. Информации по ним очень немного. Тем не менее, даже крупицы архивных данных позволяют приоткрыть завесу тайны над разработкой проекта самого тяжёлого и защищённого в мире истребителя танков.

germaniya e2af7b0b7af322fea905c2a882d9e0ef

В конце марта 1944 года конструкторское бюро Krupp разработало проекты двух пушек – 15 cm StuK L/63 и 17 cm StuK L/53. Согласно расчётам, их бронепробиваемость должна была составить 200 мм на дистанции в 4 километра. На кого собирались охотиться при помощи таких чудовищ — неизвестно. Тем не менее, обе пушки фигурируют в докладе Гудериана от 7 апреля 1944 года, в котором он указывал перспективные разработки.

Обозначения обоих орудий красноречиво говорили о том, что их предполагалось ставить на самоходные шасси. С большими оговорками эти орудия возможно было установить на относительно лёгкие шасси на базе Pz.Kpfw.Panther и Pz.Kpfw.Tiger. Но в металле такой самоходный лафет был построен всего один — 17 cm Kanone 72 (Sfl) Geschuetzwagen Tiger, он же Grille 17. Таким образом, выбор базы для установки циклопических противотанковых орудий оставался открытым.

Sturmgeschutz Maus

Примерно в то же время, когда Krupp представил проекты сверхтяжёлых орудий, возобновилась активная деятельность по созданию сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus. В то же самое время активизировались работы и по конкурирующему проекту – E-100, 140-тонному сверхтяжёлому танку, который проектировался фирмой Adlerwerke. Фактически, Adler дорабатывала проект Tiger-Maus 1942 года, который в своё время разрабатывался Krupp и позже был отменён им в пользу Pz.Kpfw.Maus. Даже башня, которая представлена на чертеже E-100, фактически является башней Pz.Kpfw.Maus от 1 января 1943 года — она же предполагалась и для Tiger-Maus. Так вот, на упомянутом чертеже указано 2 типа пушек – 15 cm и 17 cm. Чтобы ни у кого не возникло иллюзий, на практике это не означает, что в E-100 на самом деле планировали ставить подобные орудия.

Свет на пометку с вариантами орудий проливает документ, составленный американским разведывательным управлением CIOS (Combined Intelligence Objectives Sub-Committee). Из доклада, составленного CIOS, следует, что немецкие инженеры действительно рассматривали E-100 в качестве базы для установки пушек калибра 149 и 173 мм. Другое дело, что расчёты показали разочаровывающие результаты. Теоретически в башню эти орудия вписывались, но при условии, что башня становилась неповоротной. К тому же башня с упомянутого выше чертежа не рассматривалась всерьёз.

Вместо неё в апреле 1944 года КБ Krupp начало разработку новой башни с гораздо более простой конструкцией. Известна она как башня Maus II. В версии для E-100 её масса снижалась до 35 тонн за счёт уменьшения толщины бортов до 80 мм. В качестве штатного вооружения обоих вариантов башни предполагалась 128-мм пушка KwK L/55, выше которой устанавливалась 75-мм пушка KwK L/24. В башню устанавливался дальномер, причём его поставили так, что ось вращения орудийной установки оказывалась к нему впритык. Как при такой плотной компоновке можно было планировать ставить гораздо более мощное орудие — вопрос крайне интересный.

Изначально E-100 почти не рассматривался в качестве базы для сверхтяжёлой САУ. Он ещё не был до конца даже спроектирован, а вот Pz.Kpfw.Maus достиг стадии испытаний, и этот танк вполне справедливо считали наиболее подходящим вариантом. Согласно переписке, первые наброски штурмового танка на базе Pz.Kpfw.Maus были представлены Krupp и Porsche 9 мая 1944 года. До наших дней, увы, эти чертежи не дошли. Приоритетным для новой машины было выбрано 149-мм орудие 15 cm StuK K/63. Также предполагалось установить на крыше Sturmgeschutz Maus 30-мм зенитный автомат, но от этой идеи отказались, поскольку считалось, что машину будут сопровождать ЗСУ.

Sturmgeschutz E-100

Жизнь проекта штурмовой САУ на базе Pz.Kpfw.Maus оказалась недолгой. В ходе работ над ним выяснилось, что при использовании корпуса танка общая высота Sturmgeschutz Maus будет превышать железнодорожный габарит. Даже при условии демонтажа зенитной башни проблема полностью не решалась. Таким образом, проект САУ на базе Pz.Kpfw.Maus отпадал сам собой, и на передний план выходил E-100, высота корпуса которого была значительно ниже. Кстати говоря, неразрешимая проблема, с которой столкнулись инженеры Krupp и Porsche, напрямую говорит о том, что фантазии с боевым отделением по типу Jagdpanther не имеют под собой никаких оснований.

29 мая 1944 года Krupp запросил разрешения на разработку эскизной документации и модели в масштабе 1:5 149 и 173 мм самоходных орудий на базе E-100. Как и в случае с САУ на базе Pz.Kpfw.Maus, приоритетным оказался вариант с установкой 149-мм пушки. По ходу разработки орудие переделали – его длина выросла до 68 калибров. Чертёж установки с 15 cm StuK L/68 на базе Sturmgeschutz E-100 был подготовлен 4 июля 1944 года. Конструктивно орудие здорово напоминало 12.8 cm KwK L/55, которое предполагалось устанавливать в танки E-100 и Pz.Kpfw.Maus. С ним новую пушку роднили механизмы отката и ряд других деталей. Что же касается непосредственно самохода, то его чертежей не сохранилось. Впрочем, наклон лобового листа рубки, присутствующего на чертеже Bz.3364, как и в случае с Sturmgeschutz Maus, прямо говорит о несостоятельности фантазий с передним расположением боевого отделения.

Проливает свет на особенности конструкции Sturmgeschutz E-100 и отчёт CIOS. Согласно ему, ещё до завершения проектных работ по танку E-100 стало понятно, что танк новым требованиям не соответствует. Этот факт в итоге не остановил его создателей, и первый прототип E-100 всё же частично собрали. Параллельно с попытками «протащить» хотя бы опытный образец танка, оставшегося не у дел, начались работы по перепроектированию E-100 в САУ. Вместо башни танк должен был получить рубку. Кроме того, согласно данным CIOS, инженеры перепроектировали и компоновочную схему. Трансмиссию, а вместе с ней и ведущие колёса, перенесли с носовой части в корму. Увы, чертежей Sturmgeschutz E-100 не сохранилось, но, судя по тому, какие переделки велись, самоходная установка становилась больше похожей на Ferdinand.

Источник

Сотый лишний

1491635 1436607473224009 1456926934 n

Немецкие танки серии E («Entwicklung», то есть «проект») являются объектами особого поклонения среди любителей немецкой бронетанковой техники. Наиболее почитаемой среди них является самая тяжёлая из «проектных» машина E-100. Наряду с Pz.Kpfw.Maus, этот танк зачастую называется тем самым чудо-оружием, которое должно было дать возможность Третьему рейху переломить ход Второй мировой войны. На самом же деле, этот танк очень сильно переоценён. Более того, «каноничная» история его создания полна ошибок и недоговорок. Даже внешний вид танка, ставший достоянием истории благодаря работам Вальтера Шпильбергера, не соответствует тому, что должно было получиться в реальности.

Тигромышь

В июне 1942 года фирма Porsche представила проект сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus. Исходно танк сильно отличался от того, что в итоге было изготовлено в металле. Внешне машина напоминала увеличенный в размерах тяжёлый танк Pz.Kpfw.Lowe разработки концерна Krupp. Исходный проект должен был весить около 120 тонн, а в качестве вооружения на нём использовалась 149-мм пушка длиной 37 калибров. В течение июня по требованию Гитлера у проектируемого танка была усилена броня, а также установлена дополнительная башня с 75-мм пушкой. Этот проект, весивший уже 140 тонн, было решено снова переделать. Фактически речь шла о совершенно новом танке, в котором от первоначального проекта Pz.Kpfw. Maus мало что осталось.

Если для детища Porsche новые веяния означали переделку, то для конкурента, танка Pz.Kpfw. Lowe, смена курса стала роковой. Проект танка, который разрабатывался Krupp с 1941 года, закрыли в июле 1942 года. Нельзя сказать, что Krupp остался у разбитого корыта: для Pz.Kpfw.Maus концерн разрабатывал башню, орудие, да и корпусное производство всё равно было бы налажено в Эссене. И всё же в концерне полагали, что у них есть шанс наверстать упущенную выгоду и взять реванш за проигрыш Pz.Kpfw. Lowe.

Подобный «ход конём» концерн Krupp проворачивал не раз. За 6 лет до описываемых событий Krupp, изначально выбранный в качестве изготовителя башни для среднего танка B.W. (будущий Pz.Kpfw.IV), смог добиться разрешения на изготовление двух прототипов своего танка и в итоге обставил конкурента в лице B.W. конструкции Rheinmetall. Вот и сейчас под предлогом упрощения Krupp собирался делать «кашу из топора», то есть танк из башни. Cтоит сразу отметить, что под «Тигром» подразумевался Pz.Kpfw.Tiger II, который как раз в этот момент находился в стадии проектирования. На это недвусмысленно указывает масса танка, который собирались использовать в качестве «донора» для новой машины – 65 тонн.

Уже к середине ноября проект альтернативного сверхтяжёлого танка был готов. Неофициально проект получил обозначение Tiger-Maus («Тигр-Мышь»); также в документах NARA он упоминается как Krupp-Maus. В отличие от конструкторского бюро Фердинанда Порше, в Krupp не стали закрывать корпусом ходовую часть. Вместо этого было принято весьма оригинальное решение, позволявшее одновременно сделать танк шире железнодорожного габарита и при необходимости в этот самый габарит вписываться. Во-первых, танк, аналогично Pz.Kpfw.Tiger и Tiger II, получил транспортные гусеницы. Во-вторых, для защиты бортов были разработаны массивные экраны, которые в транспортном положении снимались. Крановое оборудование при монтаже и демонтаже экранов крепилось непосредственно на башне. Проект предлагался в двух вариантах, причём на чертеже W 1671, судя по описанию, башню переместили в кормовую часть корпуса. К слову, в это же время башня «уехала» назад и у детища Porsche (чертёж K 3385 от 14 ноября 1942 года).

«Реванш» у Krupp не задался с самого начала. Даже простые расчёты подсказывали, что для 150-тонного Tiger-Maus даже при форсировании двигателя до 1000 л.с. максимальная скорость не превысит 20 км/ч. В случае же использования штатного Maybach 230 картина была бы ещё более печальной. Удельная мощность составила бы всего 4,51 л.с. на тонну. Для сравнения, английский пехотный танк Infantry Tank Mk.I, имевший удельную мощность 5,98 л.с. на тонну, быстрее 13 км/ч не разгонялся. Примерно такую же скорость прогнозировали и для Tiger-Maus со штатными агрегатами от Pz.Kpfw.Tiger II. Одним словом, комиссия, в которую, кстати, входил и Фердинанд Порше, увидела в проекте Krupp больше недостатков, чем достоинств.

Начался лихорадочный поиск иной силовой установки, более мощной, чем HL.230. Потенциально подходили двигатели, которые планировалось использовать для Pz.Kpfw.Maus. Проблема была в том, что ни один из них не был в серийном производстве, а это убивало главную изюминку Tiger-Maus – быстроту постановки на конвейер. Похожие проблемы были с трансмиссией и другими агрегатами. Всё это усугублялось тем, что с каждым месяцем за счёт роста толщины брони масса проектируемой машины росла, и в ноябре достигла 170 тонн.

30 ноября 1942 года был подготовлен эскизный проект (чертёж W 1674) 170-тонного Tiger-Maus. Масса шасси составила 122 тонны, из них 82 тонны приходилось на непосредственно корпус. В качестве силовой установки предполагалось использовать мотор MB.507, тот же, что и на Pz.Kpfw.Maus. Концепция применения бортовых экранов осталась на месте. На танке планировалось использовать опорные катки с диаметром 650 мм, то есть меньшим, чем на Tiger II.

Итог рассмотрения проекта 1 декабря 1942 года, в котором принимал участие Генрих Книпкамп, один из ключевых людей в 6-м Управлении Вооружений, оказался неутешительным. В таком виде Tiger-Maus был не нужен, поскольку полностью была загублена сама идея быстрого запуска танка в серию. При массе в 170 тонн об использовании двигателя, механизма поворотов, трансмиссии и иных элементов от Tiger II можно было забыть. Единственным разумным решением оказалось снижение массы за счёт уменьшения толщины бортовой брони.

Уже спустя неделю, 7 декабря 1942 года, концерн Krupp представил новую версию проекта (чертёж W 1677). Масса Tiger-Maus снизилась до 130 тонн, диаметр опорных катков достиг 800 мм и сравнялся с теми, что использовались на Pz.Kpfw.Tiger II. Согласно расчётам, максимальная скорость должна была достигать 23 км/ч, но учитывая удельную мощность 5,4 л.с. на тонну, это выглядело чересчур оптимистично. Одновременно был подготовлен альтернативный вариант (чертёж W 1681) с кормовым расположением башни.

Комиссия, рассмотревшая проекты 8 декабря 1942 года, сразу отмела вариант с кормовым расположением башни. Что касается основного варианта, то он был встречен положительно, поскольку в нём использовалось множество компонентов от Tiger II. В качестве подвески для танка утвердили торсионы, и к осени 1943 года ожидалось изготовление первого прототипа.

Радость Книпкампа и Krupp оказалась недолгой. Уже 15 декабря Гольцгауэр, после ряда консультаций в OKH (Oberkommando des Heeres, верховное командование сухопутных войск), принял решение – должна остаться лишь одна «мышь». Окончательную точку в истории поставил Гитлер, который вполне справедливо посчитал, что детище Порше имеет больше перспектив. Tiger-Maus ушёл в забвение. Но лишь для того, чтобы снова вернуться под новым обличием.

Арийский ребрендинг

В начале марта 1944 года компания Adlerwerke из Франкфурта-на-Майне представила чертёж 021A38300 с проектом сверхтяжёлого танка E-100. Этот проект должен был стать наиболее тяжёлым танком в E-серии, программа по которой была инициирована Книпкампом в апреле 1943 года (по другим данным, E-100 начали разрабатывать в июне 1943 года). Концепция предусматривала, что машины серии E имели ходовую часть, элементы которой находились снаружи корпуса. Собственно говоря, коллектив Adlerwerke под руководством главного конструктора Карла Йеншке (Karl Jenschke) занимался лишь ходовой частью, причём не только E-100, но также E-50 и E-75. На это стоит обратить особое внимание, поскольку часто Adlerwerke приписывают полную разработку E-100, E-50 и E-75, что не соответствует действительности.

Согласно чертежу, танк, вооружённый спаркой 149-мм и 75-мм пушек, должен был иметь боевую массу 140 тонн. Предполагалось два варианта силовой установки. По первой версии, танк оснащался двигателем Maybach 230 мощностью 700 л.с., а трансмиссия и механизмы поворота заимствовались у Pz.Kpfw.Tiger II. Ориентировочная скорость предполагалась на уровне 23 км/ч. Второй вариант должен был иметь некий новый 1200-сильный двигатель Maybach. Не было конкретики и по трансмиссии с механизмом поворота для него. Крайне оптимистично выглядит максимальная скорость – 40 км/ч, особенно если учесть удельную мощность 8,57 л.с. на тонну. Изюминкой танка было использование уже знакомых нам съёмных бортовых экранов и транспортных гусениц при перевозке по железной дороге.

Максимальная скорость 23 км/ч, съёмные экраны, использование двигателя, трансмиссии и механизма поворотов от Tiger II… ничего не напоминает? Да-да, никакой ошибки, перед нами практически всё тот же Tiger-Maus, но с ходовой частью от Adlerwerke. Вместо торсионной подвески теперь предлагается пружинная, а диаметр катков увеличен до 900 мм. Авторы чертежа даже поленились поменять башню. Точно такую же башню имел Pz.Kpfw. Maus на чертеже K 3387 от 1 января 1943 года. В таком виде башня просуществовала чуть больше двух недель, после чего её вновь переделали. А здесь мы видим башню более чем годичной давности, более того – с орудием 15 cm KwK L/37, от которого окончательно отказались в марте 1943 года.

То, что на самом деле новый танк является фактически вытащенным из нафталина проектом более чем годичной давности, Книпкамп особо и не скрывал. Первоначально, правда, он убедил Гольцгауэра в том, что это другая машина, и занимается ею другая фирма. В реальности за проектом стоял Krupp, а из небытия Tiger-Maus вытащили в связи с размораживанием программы серийного производства Pz.Kpfw.Maus. Логика Книпкампа была вполне понятной: в лице E-100 получалась более простая и лёгкая (по сравнению с Pz.Kpfw.Maus) машина сверхтяжёлого класса.

Другое дело, что такой башни, как на чертеже 021A38300, танк точно не получил бы. Мало того, что от 149-мм пушки отказались ещё в марте 1943 года, сама башня за прошедшее время сильно изменилась. Уже в марте 1944 года Krupp начал работу над новой башней, более известной как башня Maus II. От округлой формы лобовой части отказались, башня получилась более технологичной, а орудия (128-мм KwK L/55 и 75-мм KwK L/36) разместили одно над другим. Ещё одним важным изменением стала установка дальномера. E-100 также должен был получить такую башню, но с массой, сниженной до 35 тонн. Уменьшение массы более чем на 10 тонн достигалось за счёт снижения толщины бортов башни до 80 мм.

Несмотря на рвение со стороны Книпкампа и Krupp, E-100 не рассматривали как палочку-выручалочку. Во-первых, весной 1944 года опытный образец Pz.Kpfw.Maus уже вовсю катался на полигоне под Бёблингеном, там же шла сборка второго образца. E-100 же предстояло ещё спроектировать и собрать. Во-вторых, компоненты для танка конструкции КБ Фердинанда Порше к тому моменту уже были относительно освоены. Таким образом, идея быстрой постановки конкурирующего танка на производство за счёт использования уже имеющихся серийных агрегатов от Tiger II становилась отчасти неактуальной. В-третьих, разница в весе танков в 140 и 189 тонн уже не столь большая, и для них в любом случае требовались специальные платформы. В-четвёртых, по уровню защиты, особенно по толщине бортовой брони, Pz.Kpfw. Maus превосходил конкурента. Одним словом, острой необходимости в новом танке не было.

Всё, чего удалось добиться лоббистам проекта E-100, – это разрешения на изготовление опытного образца с массо-габаритным макетом башни. Его удалось получить на фоне перспектив шасси E-100 в качестве базы для противотанковой САУ с двумя вариантами вооружения (15 cm StuK L/63 и 17 cm StuK L/53). Насколько можно судить, изначально возникла идея просто установить новые пушки в штатную башню, но выяснилось, что такой номер не пройдёт. Pz.Kpfw. Maus в качестве базы не подходил, поскольку его корпус был слишком высоким. В итоге было принято решение проектировать Sturmgeschütz E-100. Для обкатки решений для будущего самоходного шасси опытный танк и строился, но можно предположить, что Krupp и Книмкамп ещё лелеяли надежду протолкнуть свою машину как замену Pz.Kpfw.Maus.

10 июля 1944 года Гитлер отдал приказ об остановке работ по сверхтяжёлым танкам и САУ. Распоряжение выполнили, но частично. В конструкцию Pz.Kpfw.Maus продолжали вносить различные изменения, вплоть до замены бензинового мотора на дизельный. Работы прекратились только после того, как оба прототипа перевезли в Куммерсдорф, где Порше и компания уже не могли заниматься доводкой своего детища. С E-100 ситуация была ещё более комичной: если Порше втихую только доводил свои танки, то создатели конкурирующей машины втихую её собирали.

В качестве площадки для сборки был выбран полигон Henschel в Хаустенбеке, неподалёку от Падерборна. Выбор этого места не случаен: в основном на E-100 использовались агрегаты Tiger II, так что Henschel была заинтересованной стороной в проекте. В виду сложной обстановки на фронтах и перегруженности предприятий, занятых по программе E-100, работа по сборке опытного шасси шла крайне медленно. По состоянию на январь 1945 года, корпус был в основном готов, как и наполнение моторного отделения. Частично оказалась собрана и ходовая часть, но поскольку Adlerwerke смогла выделить всего трёх человек, а пружины отправили в неизвестном направлении, подвеска была не готова. Судя по состоянию E-100 на конец войны, пружин так и не дождались.

В мае 1945 года незаконченное шасси E-100 оказалось в руках союзников. Американцы ограничились изучением захваченных в Хаустенбеке машин. Что же касается англичан, то у них были другие планы. Надо сказать, что к моменту захвата E-100 оказался частично разукомплектован самими немцами. Англичанам, похоже, удалось найти пропавшие пружины, поскольку уже летом 1945 года ходовую часть удалось собрать, и шасси выкатили из ангара наружу.

Собрав все имеющиеся элементы, англичане погрузили шасси E-100 на сверхтяжёлый трейлер, и машина отправилась в сторону Туманного Альбиона. Вместе с E-100 англичане вывезли и массу других машин. Уже в Англии на танк установили гусеницы, но информация о том, что он проходил ходовые испытания, не соответствует действительности. До начала 50-х годов E-100 находился в танковой школе в Бовингтоне, а позже его продали на металлолом, как и большинство машин, приехавших из Хаустенбека.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Биографии известных людей
Adblock
detector