ягдтигр в реальной жизни

ПТ-САУ «Ягдтигр» гитлеровское чудовище потерпевшее колоссальный крах

podbityy i broshennyy yagdtigr

В середине Второй мировой войны нацистская Германия решила взять свою огромную 128-миллиметровую зенитную пушку и прикрепить ее к самому большому и опасному танку. Результатом стал чудовищный Ягдтигр («Охотящийся тигр») – самый тяжелый танк за всё время Второй мировой войны, даже тяжелее, чем современные M1 Abrams и Leopard 2. Но ужасающая масса машины оказалась ее слабым звеном.

pt sau yagdtigr 1

Во время Второй мировой немецкие фабрики производили многочисленные безбашенные штурмовые (Sturmgeschutz) и противотанковые орудия (Jagdpanzers), разработанные на базе главных танковых корпусов. Хотя отсутствие турели сделало их менее эффективными в наступательных операциях, в них было множество плюсов. Строительство обходилось дешевле, они могли нести более тяжелые орудия и броню, оставались высокоэффективными для засады на вражеские танки или обеспечения огневой поддержки. Таким образом, безбашенная версия огромного танка Тигр II рассматривалась как естественная платформа для 128-миллиметровой пушки. Полномасштабный деревянный макет Ягдтигра был представлен Гитлеру 20 октября 1943 года, и фюрер с энтузиазмом одобрил производство.

Ягдтигр был почти одиннадцать метров в длину и три метра в высоту. Его вес составлял семьдесят девять тонн – или восемьдесят три, с учетом боеприпасов и экипажа из шести человек. Большая часть этого веса ушла на 250-миллиметровую казематированную защитную броню, в которой размещалось основное орудие. Однако нижний корпус был толщиной всего пятнадцать сантиметров, а боковые и задние по восемь. Таким образом, хотя передняя броня была практически неуязвимой, танк оставался не защищенным от выстрелов сбоку, сзади и сверху.

ПТ-САУ «Ягдтигр» Sd.Kfz.186 – «Охотящийся тигр»

Гигантская машина сохранила тот же двигатель Maybach HL 230 P30 на 690 л. с., который использовался на танке Пантера, хотя Ягдтигр был на 60% тяжелее. Теоретически способный преодолевать 21 милю в час, «движущийся бункер» остановился на практическом показателе 9 миль в час по пересеченной местности, а его характеристики потребления топлива были ограничены диапазоном от пятидесяти до семидесяти пяти миль. Мотор просто не имел достаточной мощности и, как и ожидалось, ломался с пугающей частотой.

sau yagdtigr 1

Брошенный Ягдтигр – местная достопримечательность

128-миллиметровое орудие Pak 44 имело только 10 градусов поворота с каждой стороны. Его 27 килограммовые снаряды летели со скоростью 950 метров в секунду, с дальностью до 24 км., при использовании их для непрямого огня. Сорок двухсоставных боеприпасов должны были поставляться двумя погрузчиками, а пушку нужно было постоянно выравнивать после выстрела. У Ягдтигра также был установленный в корпусе пулемет, а иногда и второй зенитный пулемет в задней части двигателя.

tyazhelyy sovetskiy tank kv 2

Ягдтигр предназначался для «отстреливания» вражеских танков с расстояния в 3-4 км., при котором он оставался неуязвимым для ответного огня. Это была прекрасная концепция – в Германии уже был Pak 43 – противотанковая пушка 71 калибра, которая могла пробивать самые тяжелые танки союзников (такие как Черчилль VII и ИС-2). Она уже успешно работала на Ягдпантере, 50-тонном истребителе танков с превосходной мобильностью и все еще грозной броневой защитой.

proizvodstvo sau yagdtigr 1

Корпуса САУ Ягдтигр в цехе

В период с февраля 1944 года по май 1945 года завод Nibelungenwerk (Нибелунгенверке) в Санкт-Валентин, Австрия, произвел только 80-88 корпусов Ягдтигр. У большинства были системы подвески с девятью колесами, хотя 11 имели более дешевую, но менее крепкую конфигурацию с восемью колесами, разработанную Порше. По сообщениям, из-за нехватки 128-миллиметровых пушек четыре Ягдтигра были экипированы Pak 43.

653-й опоздал на битву в Арденнах

Его было трудно буксировать – по сообщениям, требовался восстановительный Bergepanther (бронированная ремонтно-эвакуационная машина) и два первопроходца Sd.Kfz.9 (полугусеничный бронированный тягач). В результате несколько эвакуационных машин приходилось на каждый Ягдтигр, уничтоженный огнем противника, заброшенный или подорванный собственным экипажем из-за поломок двигателя, закончившегося топлива или незначительных боевых повреждений.

653-й тяжелый танковый батальон, в котором ранее действовали негабаритные противотанковые орудия «Элефант» (StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger), начал получать свои первые Ягдтигры в сентябре 1944 года. Хотя Ягдтигр был бы хорошим противодействием советским тяжелым танкам ИС-2, Гитлер лично поручил танковым истребителям сражаться с западными союзниками в Арденнском наступлении, полагая, что они преуспеют там с большей вероятностью. Однако, несмотря на то, что некоторые американские подразделения по ошибке утверждали, что столкнулись с Ягдтиграми в битве при Арденнах, в действительности зимняя погода и механические проблемы не позволили им даже достичь линии фронта.

podbityy yagdtigr foto 1

Уничтоженная и брошенная самоходка Ягдтигр

К 23 января 653-й, наконец, достиг своей полной силы в сорок два Ягдтигра, при поддержке шести зенитных танков Möbelwagen и Wirbelwind. Однако через неделю, после 200 километрового дорожного марша, из-за поломок, осталось только двадцать два Ягдтигра в рабочем состоянии. В феврале подразделение использовало свои пушки в качестве самодельной артиллерии, а с 14 марта вступило в серию острых сражений, начиная с уничтожения танковой колонны Шерманов. На следующий день батальон начал контратаку, но пятеро танков были быстро выбиты истребителями-бомбардировщиками P-47 Thunderbolt и артиллерийским огнем.

chemberlen i gitler

22 марта три Ягдтигра заняли позиции недалеко от Нойштадта и устроили засаду на колонну Шерманов и истребителей M10 Wolverine. Подразделение Ягдтигров уничтожило ведущие и задние машины колонны. Затем было заявлено, что уничтожено еще 23 бронемашины. В тот же день взвод Ягдтигров в Бёль уничтожил девять танков и две полугусеничные машины, но один из огромных танков сломался, а другой был уничтожен артиллерией.

653-й танковый батальон не мог похвастаться своими успехами. В серии боев в Шветцингене, Кирхене и Клингенберге, несколько Ягдтигров были подбиты французскими и американскими танками, а десять брошены и уничтожены своими же экипажами во время отступления. Один из танков взорвался, когда обслуживающий персонал выпустил сжатый кислород не в тот трубопровод. Еще один был потерян, когда мост Мангфолл в Колберморе, Австрия, обвалился под его весом. Последние четыре Ягдтигра были отделены для участия в последнем сражении вместе с Первой танковой дивизией СС, но в итоге сдались советским войскам 5 мая в Амштеттене, Австрия.

512-й батальон и провал Рурской операции

Еще в феврале был сформирован дополнительный батальон Panzerjäger с участием ветеранов на танках Тигр, которые не были рады служить в безбашенных машинах. Максимальная численность 512-го составила только две роты из десяти Ягдтигров, под командованием Альберта Эрнста и Отто Кариуса. Также была третья рота, работавшая в пол силы, едва участвовавшая в боевых действиях вместе с танками Тигр II при защите Падерборна.

В марте 512-й был отправлен для контратаки после прорыва союзников через мост Ремаген, но отряду потребовалось десять дней, чтобы достичь линии фронта. Снова «Тигры-охотники» прибыли слишком поздно. Пытаясь перехватить танки Шерман на автобане, четыре драгоценных Ягдтигра сломались, и командам пришлось их уничтожить.

podbityy i broshennyy yagdtigr 1

Американские солдаты рассматривают сгоревший Ягдтигр

Еще больше танков было потеряно в различных нелепых ситуациях. Один дружественная пехота приняла за вражеский танк и уничтожила из гранатомета. Другой застрял ночью в воронке от снаряда. Кариус рассказывает об инциденте, в котором два Ягдтигра заметили приближающуюся американскую колонну на большом расстоянии, но командир взвода отказался открывать огонь, опасаясь подвергнуть себя удару авиации. Вместо этого он отступил, но обе машины сломались и были заброшены.

Однако, когда немецкие войска оказались в ловушке в так называемом «Рурском кармане», Ягдтигры наконец начали сражаться в тех битвах, для которых и были предназначены. В Эрборне подразделение Эрнста утверждало, что уничтожило тридцать танков Шерман выстрелами с расстояния в 3 км. Затем, 8 апреля, вторая рота Кариуса развернулась в засадной позиции в Унне и сообщила о том, что выбила двадцать Шерманов и броневиков ценой потери одной машины.

tank maus opytnyy obrazets

Важная оговорка: в заявлении немецкой стороны, вероятно, преувеличены фактические потери союзников, поскольку танкисты обеих сторон имели склонность приукрашивать свои подвиги. Однако эту битву описал также британский офицер Джордж Форти в своей книге «Немецкие танки Второй мировой войны»:

«Я хорошо помню, как натолкнулся на то, что казалось целым полком танков Шерман, который был полностью уничтожен. Горы Шерманов валялись везде, куда только ни посмотри: сорванные башни, разорванные корпуса, большинство явно было сожжено. Они шли вперед и были явно застигнуты врасплох атакой с фланга. Затем, последующий эшелон повернул направо к атакующим, но не смог укрыться вдоль новой линии продвижения. Автором всей этой резни был один Ягдтигр, огромная масса которого все еще занимала превосходную огневую позицию на фермерском дворе, на вершине холма».

jagdtiger 1

Американский тягач увозит САУ

Таким образом, Ягдтигры могли оправдать свою пугающую репутацию в тех редких случаях, когда им удавалось развернуться на хороших засадных позициях, вдалеке от вражеских сил, что позволяло им в полной мере использовать преимущество своих орудий и минимизировать воздействие фланговых атак. Но рейхсмарки и человеко-часы, необходимые для создания одного Ягдтигра, могли использоваться для производства целого взвода Пантер или Ягдпантер, которые были почти такими же эффективными (в большинстве обстоятельств) и реже ломались. Неисправный, пожирающий топливо супер-танк не мог принести много пользы отчаявшейся нацистской Германии.

В период с 12 по 15 апреля Ягдтигр Эрнста продолжал препятствовать плохо скоординированным действиям США. Огнем на большие расстояния были выбиты еще как минимум четыре Шермана, но в итоге подразделение было вынуждено затопить шесть сломанных Ягдтигров. Однако, когда позиции Германии рухнули, капитан Эрнст остался на посту старшего офицера в регионе.

Желая уберечь от разрушения Изерлон, заполненный беженцами, 16 апреля Эрнст встретился с подполковником Робертом Крисом из девяносто девятой пехотной дивизии США, чтобы договориться о капитуляции немецких войск.

По иронии судьбы, лучшая из существующих видеозаписей огромных танков была сделана, когда последние три Ягдтигра Эрнста скатились в стройном порядке на площадь Шиллера в Изерлоне, прежде чем собрались американские войска и местные жители. Достойный акт капитуляции был, возможно, лучшим моментом в истории этого зверского орудия войны.

Источник

Бронетанковая техника Германии во Второй мировой войне. Истребитель танков «Jagdtiger» (Sd Kfz 186)

Следуя традиции, сформировавшейся еще в первые годы Второй мировой, которая и заключалась в использовании танков, стоящих на вооружении, для создания на их базе самоходных артиллерийских установок путем монтажа пушки большего калибра на их шасси, немецкие конструкторы разглядели в новом танке PzKpfw VI «Тигр II» отличную базу для сверхмощной САУ. Так как тяжелый танк был вооружен 88-миллиметровой длинноствольной пушкой, самоходку, по логике, необходимо было вооружить более мощным 128-миллиметровым орудием, которое так же разработано на базе зенитного орудия. Несмотря на то что у 128-миллиметрового снаряда начальная скорость была меньше, бронепробиваемость орудия на больших дистанциях была гораздо выше. САУ, вооруженная этим орудием, становилась самой мощной серийной немецкой машиной, которой во время боев отводилась роль поддержки пехоты, а также борьбы с бронетехникой на дальних дистанциях.

Экспериментальные конструкторские работы по тяжелым самоходным артиллерийским установкам велись в Германии с 1940-х годов. Данные работы имели локальные успехи. Летом 1942 г. две 128-миллиметровые самоходки на базе VK 3001(H) отправили под Сталинград на Восточный фронт. Одну из этих машин потеряли в бою, другую вместе с оставшейся техникой Пятьсот двадцать первого дивизиона истребителей танков бросили в начале 1943 г. после разгрома немецкой группировки под Сталинградом.

1346213462 Tyazhely ystrebytel tankov Jagdtiger 13

1346213579 Tyazhely ystrebytel tankov Jagdtiger 14

При этом даже гибель Шестой армии Паулюса не повлияла на запуск данных самоходок в серию. В правящих кругах и обществе преобладали идеи о том, что для Германии война завершится победой. Только после поражений в Северной Африке на Курской дуге и высадке в Италии войск союзников многие, ослепленные пропагандой, немцы осознали реальность – силы антигитлеровской коалиции значительно превосходили силы Японии и Германии, спасти немецкое государство, находящееся на краю гибели, могло только «чудо».

Новая самоходка классифицировалась как 128-миллиметровое тяжелое штурмовое орудие. Ее основным вооружением должна была стать пушка PaK 44 калибра 128 мм, созданная на базе зенитной пушки Flak 40. У осколочно-фугасного снаряда данного орудия имелось большее фугасное действие, по сравнению с аналогичной зениткой. Деревянной макет будущей самоходной артиллерийской установки представили Гитлеру 20.10.1943 г. в Восточной Пруссии на полигоне Арис. «Ягдтигр» на фюрера произвела благоприятное впечатление, после чего он отдал распоряжение начать ее серийное производство в 1944 г.

1346213714 Tyazhely ystrebytel tankov Jagdtiger 15

1346213774 Tyazhely ystrebytel tankov Jagdtiger 16

Общая компоновка самоходной артустановки Jagdtiger в целом повторяла «Королевский тигр». При этом возросла нагрузка на шасси во время выстрела, в связи с чем шасси удлинили на 260 миллиметров. Отделение управления размещалось в передней части самоходки. Здесь находились механизм поворота, главный фрикцион и коробка передач. Место механика-водителя, соответственно, приборная панель и органы управления находились слева от нее. Справа в корпусе разместили сиденье стрелка-радиста и курсовой пулемет. Здесь же находилась радиостанция над правой бортовой передачей и коробкой передач.

В корпусе «Ягдтигр» использовали шесть типов бронеплит толщиной 40 – 150 миллиметров. Толщина верхнего лобового листа корпуса составляла 150 миллиметров, он был сплошным. В нем была выполнена лишь одна амбразура для установки курсового пулемета. В верхней части был выполнен спец. вырез, обеспечивающий механику-водителю улучшенный обзор из самоходки. Кроме этого, в крыше корпуса в передней части находились посадочные люки механика-водителя и стрелка-радиста.

В средней части самоходки размещалось боевое отделение. Здесь находилась бронерубка с орудием. Сиденье наводчика, перископический прицел и механизмы наведения находились слева от орудия. Справа от орудия располагалось сиденье командира. На стенках рубки и полу боевого отделения располагался боекомплект к пушке. В рубке в задней части находились два места для заряжающих.

В моторном отделении, которое расположено в корме корпуса, размещалась двигательная установка, вентиляторы, радиаторы системы охлаждения, топливные баки. От боевого отделения моторное отделялось перегородкой. На «Ягдтигре» был установлен такой же двигатель, как и на PzKpfw VI «Тигр II» – карбюраторный «Майбах» HL230Р30, V образный, 12 цилиндровый (развал цилиндров 60 градусов). Максимальная мощность при 3 тыс. об/мин составлял 700 л.с. (число оборотов на практике не превышало 2,5 тыс. об/мин).

Необходимо отметить, что бронекорпус «Ягдтигр» в части конструкции и бронирования практически не претерпел изменений. Борта рубки являлись одним целым с бортами корпуса, имея одинаковую толщину брони – 80 миллиметров. Бортовые бронелисты рубки устанавливались под наклоном в 25 градусов. Кормовой и лобовой листы рубки соединялись между собой «в шип», усиливались шпонками и обваривались. Лобовой лист рубки имел толщину 250 миллиметров и был установлен под углом 15 градусов. Ни одно из средств борьбы с танками союзнических войск с дистанции более 400 метров не могло пробить САУ Jagdtiger в лоб. Кормовой лист рубки имел толщину 80 миллиметров. В кормовом листе имелся люк для эвакуации экипажа, демонтажа орудия и загрузки боекомплекта. Люк закрывался двухстворчатой крышкой, крепящейся на петлях.

Крыша рубки изготавливалась из 40-миллиметрового бронелиста и крепилась при помощи болтов к корпусу. Справа спереди находилась командирская вращающаяся башенка, оснащенная смотровым прибором, который прикрывался броневой П-образной скобой. В крыше рубки перед башенкой имелся лючок, служащий для установки стереотрубы. Люк для посадки и высадки командира находился за командирской башенкой, а слева от люка амбразура перископического прицела. Кроме того, здесь было установлено устройство ближнего боя, вентилятор и 4 прибора наблюдения.

Используемый на самоходной установке перископический прицел WZF 2/1 имел десятикратное увеличение и поле зрения 7 градусов. Данный прицел позволял поражать цели на дальности в 4 тыс. м.

1346213382 Tyazhely ystrebytel tankov Jagdtiger 18

1346213387 Tyazhely ystrebytel tankov Jagdtiger 19

Эпопея с подвеской

Сборка ходовой самоходной установки Jagdtiger (как и танка Тигр II) являлась самой трудоемкой операцией, существенно задерживающей процесс производства машин. Именно поэтому КБ Ф. Порше в порядке частной инициативы сделали предложение использовать на данной самоходке подвеску, аналогичную той, что устанавливалась на противотанковой САУ «Фердинанд».

Особенностью данной подвески было то, что ее торсионы устанавливались внутри специальных тележек снаружи корпуса, а не внутри корпуса. Каждый такой продольно расположенный торсион обслуживал 2 опорных катка. При использовании данной подвески масса снижалась на 2680 кг. Кроме того, установка и закручивание торсионов подвески от компании Хеншель осуществлялись только в собранном корпусе, в определенной последовательности при применении спец. лебедки. Замену торсионов и балансиров подвески могли выполнять только в условиях завода. В то же время сборка подвески Порше могла быть выполнена отдельно от корпуса, а монтаж осуществляли без использования спецоборудования. Замена и ремонт узлов подвески осуществлялись во фронтовых условиях и не вызывали особых трудностей.

Всего было изготовлено семь машин с подвеской Порше (2 прототипа и 5 серийных образцов), первый «Ягдтигр», имеющий данную подвеску, вышел на испытания раньше, чем самоходка с подвеской Henschel. Однако, несмотря на преимущества подвески Порше, в серию по рекомендации Управления вооружений пошла совсем иная машина. Главной причиной являлись натянутые отношения между чиновниками министерства и известным конструктором, а также поломка в ходе испытаний одной из тележек. Следует отметить, что данная поломка произошла по вине изготовителя. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что Управление вооружений хотело добиться максимальной унификации между танком «Королевский тигр» и САУ.

В итоге в состав ходовой части серийного «Ягдтигра» входили 9 сдвоенных цельнометаллических опорных катков, которые имели внутреннюю амортизацию (с каждого борта). Катки располагались в шахматном порядке (4 во внутреннем ряду и 5 во внешнем). Размер катков – 800х95 миллиметров. Их подвеска была торсионной индивидуальной. Балансиры задних и передних катков были оснащены гидравлическими амортизаторами, находящимися внутри корпуса.

Всего в Германии в период с июля по апрель 1945 г. было собрано 70-79 подобных самоходок, в связи с этим о каком-либо массовом применении Jagdtiger не было и речи. САУ «Ягдтигр» чаще всего в бой вступали повзводно или поштучно в составе наспех сформированных группах. Слишком перегруженная ходовая часть машины стала причиной частых поломок и низкой подвижности. В связи с этим в конструкции самоходки предусматривалась установка пары стационарных подрывных зарядов. Первый размещался под двигателем, второй под казенником пушки. Большую часть самоходок уничтожили своими же экипажами из-за невозможности отбуксировать машину для ремонта. Применение «Ягдтигров» носило эпизодический характер, однако любое появление данных машин в бою было большой головной болью для союзных войск. Пушка, установленная на САУ, позволяла без проблем поражать любой из танков союзников с дистанции в 2,5 тыс. м.

1346213898 PzGer221

1346812737 1346812270 013 jagdtiger

1346812707 1346812315 018 jagdtiger

1346812723 1346812337 016 jagdtiger

1346812735 1346812359 019 jagdtiger

1346812694 1

1346812679 2

Источник

Хромоногий «Ягдтигр»

tankman 2 e5d6d42d787f6980aab445cc9522f4ab

Немецкое самоходное орудие «Ягдтигр» выпускалось в двух вариантах, с ходовыми частями фирм «Порше» и «Хеншель», причём первая была признана неудачной и вскоре была снята с производства в пользу второй. Этот факт приводится во всех публикациях об истории «Ягдтигра», но до сих пор ему уделялось незаслуженно мало внимания. Мы не будем ограничиваться краткими описаниями с сомнительными оценками и выводами — для начала поговорим о развитии ходовых частей немецких танков конца войны и разберём устройство подвески «Порше», а затем перейдём к самой истории ходовых частей «Ягдтигра», оформив её в соответствующем контексте. Рассказ будет основан на анализе конструкций, а не на компиляции пересказов мнений разных авторов.

Развитие ходовых частей

Одной из важных проблем, с которыми столкнулись немецкие танковые конструкторы, была недостаточная живучесть резиновых бандажей. Пытаясь увеличить их ресурс, они перешли к ходовым частям с шахматным расположением опорных катков большого диаметра. Однако новые танки становились всё тяжелее, и этот подход тоже себя исчерпал. На 57-тонном «Тигре» часть опорных катков пришлось делать съёмными, чтобы вписаться в железнодорожный габарит при транспортировке, при этом ресурс резиновых бандажей всё равно оставлял желать лучшего. Тем временем, вес будущего «Тигра 2» в ходе проектирования превысил 65 тонн.

Тогда немцы обратились к опорным каткам с внутренней амортизацией. В таких катках стальной обод зажимается дисками через резиновые кольца. Обычные обрезиненные катки лучше амортизируют, однако в каждый момент времени на сжатие работает лишь малая часть резины, поэтому из-за больших нагрузок она перегревается и быстро изнашивается. В опорных катках с внутренней амортизацией одновременно работает весь объём резины, поэтому они выдерживают гораздо большие нагрузки и меньше изнашиваются.

В ходе создания «Пантеры 2» и «Тигра 2» немцы провели работу по унификации их ходовых частей. Были разработаны опорные катки с внутренней амортизацией диаметром 800 мм. Теперь сдвоенные катки располагались в два ряда с перекрытием, поэтому хотя бы демонтаж катков наружного ряда проходил без затруднений. Кроме того, по сравнению с «Пантерой» и «Тигром» число опорных катков уменьшилось, и теперь они не выступали за железнодорожный габарит.

Однако возникла другая проблема. Изначально разработанные для обрезиненных катков, существующие гусеницы сами показали недостаточную живучесть с новыми катками, поскольку у них часто ломались направляющие гребни. Поэтому для использования с опорными катками с внутренней амортизацией конструкторы разработали гусеницы с чередующимися траками двух типов — в некоторых описаниях они также называются двусоставными, двойными или сдвоенными.

Основной трак с двумя направляющими гребнями и развитыми грунтозацепами изготавливался литьём, а соединительный, как следует из названия, лишь соединял основные траки, гребней и грунтозацепов на нём не было. Соединительный трак состоял из нескольких кованых частей, между которыми было пространство для зубьев ведущего колеса.

Гусеницы «Пантеры 2» из траков Gg 24/660/300 шириной 660 мм также использовались для перевозки «Тигра 2» по железным дорогам. Соединительные траки набирались из двух частей, большой и малой. В боевых гусеницах «Тигра 2» из траков Gg 24/800/300 шириной 800 мм соединительные траки набирались из четырёх частей, одной большой и трёх малых. Введением гусениц с чередующимися траками немцы достигли следующего. Гусеницы «Пантеры 2» использовались как транспортные на «Тигре 2», вдобавок соединительные траки для гусениц шириной 660 и 800 мм набирались из одинаковых деталей. Обе гусеницы состояли из взаимозаменяемых траков, в то время как у ранних «Тигров» траки для левой и правой гусениц были разные.

Наконец, соединительные траки весили гораздо меньше основных, за счёт чего облегчались гусеницы. Для испытаний гусениц с чередующимися траками и опорных катков с внутренней амортизацией фирма MAN переделала первый прототип «Пантеры».

Помимо «Пантеры 2» и «Тигра 2», гусеницы с чередующимися траками применялись на полугусеничном тягаче Schwerer Wehrmachtschlepper, а также сверхтяжёлых танках «Маус» и E 100. Другим увлечением немцев во второй половине войны стал переход на одинарные опорные катки вместо сдвоенных. Все танки Е-серии, кроме E 100, проектировались с одинарными опорными катками с внутренней амортизацией. Финальный вариант «Мауса» также получил ходовую часть с одинарными опорными катками. По этим же принципам проектировалась и ходовая часть «Порше» для «Ягдтигра».

Подвеска «Порше» с продольными торсионами

Уникальной особенностью танков фирмы «Порше» времён войны стала блокированная подвеска с продольным расположением торсионов. В одних публикациях она характеризуется как компактная, удобная в ремонте и высокоэффективная. Правда, не помешает пояснить, что подразумевается под высокой эффективностью, особенно с учётом того, что после войны её никто и никогда не применял. Другие авторы подвеску «Порше», наоборот, критикуют как сложную и ненадёжную, поскольку короткие торсионы якобы были склонны к частым поломкам. Мы не будем бездумно приводить подобные оценки, а вместо этого разберём устройство узла подвески и поясним принцип его работы.

Узел подвески «Порше» состоит из балансира, картера, торсиона, резиновой подушки (демпфера) и кулачкового привода закрутки торсиона. Балансир шарнирно закреплён на корпусе танка. Один конец балансира жёстко соединён с осью первого катка (обозначения катков, разумеется, условны), на другом конце закреплена резиновая подушка.

На оси первого катка установлен качающийся картер, на противоположном конце которого находится ось второго катка. Внутри картера размещены торсион и кулачковый привод для его закрутки. Со стороны второго катка торсионный вал шлицевым соединением закреплён в картере, со стороны первого катка — в трубе, поворачивающейся на подшипниках относительно картера. На трубе закреплён кулак, который упирается в кулак, неподвижно закреплённый на оси первого катка.

Работает подвеска следующим образом. При наезде танка на неровность опорный каток совершает ход, который сопровождается качанием картера. Кулак трубы упирается в неподвижный кулак на оси первого катка, поэтому труба начинает поворачиваться относительно качающегося картера, закручивая торсион. Со стороны второго катка картер упирается в балансир через резиновую подушку, которая служит ограничителем хода. После того, как резина сожмётся до предела, узел подвески будет работать жёстко, передавая все удары на корпус танка. На картере предусмотрен выступ с резиновой накладкой, ограничивающий его качание в противоположном направлении.

Отметим следующие особенности подвески: на каждые два катка приходится только один балансир, оси опорных катков всегда находятся на одном расстоянии друг от друга, а закрутка торсиона происходит при изменении угла между картером и балансиром. По аналогии со сгибом колена, на английском языке это называется knee-action. Подвеска «Порше» очень компактна и удобна в монтаже, она не занимает место внутри корпуса, но при этом прикрыта опорными катками.

Есть у подвески «Порше» и серьёзные недостатки. Ход катка, сопровождающийся закруткой короткого торсиона, сравнительно невелик, подвеска в целом жёсткая и для скоростной техники не подходит. Опорный каток может совершить значительный ход лишь в том случае, если парный каток совершит аналогичный ход в обратном направлении. Кроме того, подрессоренный вес танка передаётся лишь на 6–8 компактных кулачковых приводов, что требует применения дорогих легированных сталей. А вот относительную сложность узла подвески едва ли стоит относить к недостаткам, поскольку она с лихвой компенсируется меньшим числом узлов и простотой их монтажа. Что до надёжности коротких торсионов, то тут никаких аномалий не было, поскольку резиновые подушки предохраняли их от чрезмерной нагрузки.

Перспективная альтернатива

Теперь с учётом всего вышесказанного мы можем разобраться в истории «Ягдтигра». Производство нового самоходного орудия планировали развернуть на заводе «Нибелунгенверке». В его цехах собирали «Тигр» Порше, «Фердинанд» и Pz.Kpfw.IV — то есть, боевые машины с подвесками внешнего расположения и традиционным расположением опорных катков без перекрытия. «Ягдтигр» же требовал другой технологии. В подвеске фирмы «Хеншель» подшипники торсионов непосредственно опирались на бортовые бронелисты, поэтому в них требовалось с высокой точностью сверлить и фрезеровать множество отверстий. Этот процесс был дорогим и трудоёмким сам по себе, вдобавок из-за неизбежных допусков и сварочных деформаций его невозможно было облегчить до сборки корпуса, заранее высверливая отверстия в нижних бортовых листах.

В январе 1944 года Фердинанд Порше убедил Гитлера использовать на «Ягдтигре» упрощённую ходовую часть с подвеской по типу своего варианта «Тигра» с продольными торсионами. Она позволяла снизить вес на 2680 кг (по другим данным, на 1200 кг) и сократить время обработки корпуса и узлов подвески на 450 часов, а стоимость станочного оборудования — на 404 000 рейхсмарок, или почти в два раза. Кроме того, значительно упрощался ремонт, поскольку тележку с продольным торсионом можно было без особых проблем заменить в полевых условиях.

Отметим, что к заявлениям о преимуществах данной подвески следует относиться с осторожностью, поскольку мы едва ли можем сказать, в какой мере они были реализованы на практике. Например, бронекорпус «Ягдтигра» претерпел минимальные изменения, поэтому освободившееся заброневое пространство не было рационально использовано. Просто так уменьшить высоту корпуса и увеличить клиренс по образцу «Тигра» от «Порше» было невозможно, поскольку пришлось бы переделывать воздушный канал от трансмиссии, опоры двигателя и так далее.

Предложение было принято, и фирма «Порше» спроектировала новую ходовую часть с четырьмя тележками и восемью опорными катками на борт. Длина торсионов составляла 1075 мм — для сравнения, у ходовой части «Хеншель» она равнялась 1960 мм. Одинарные опорные катки с внутренней амортизацией диаметром 700 мм у «Порше» (двойные катки «Хеншеля» имели диаметр 800 мм) устанавливались в два ряда с перекрытием, между ними проходил ряд направляющих гребней.

Ширина стального обода была больше, чем у «Хеншеля» — 88 мм против 75 мм. Полный ход катка составлял 165 мм (статический 73 мм, динамический 92 мм), что соответствовало закрутке торсиона примерно на 13°. Эта ходовая часть напоминала проект E 75 и соответствовала последним тенденциям в немецком танкостроении: внешнее расположение подвески, одинарные опорные катки с внутренней амортизацией вместо двойных и гусеницы из чередующихся траков с одним рядом гребней.

В феврале 1944 года завод «Нибелунгенверке» построил первые два «Ягдтигра» — №305001 с ходовой частью «Порше» и №305002 с ходовой частью «Хеншель». Обе самоходки были уникальными. На «Ягдтигре» №305001 использовались тележки с салазками, которые поддерживали верхнюю ветвь гусеницы, в дальнейшем от них отказались. Ленивец был заимствован у ходовой части «Хеншель», что не позволило отказаться от второго ряда направляющих гребней. Дело в том, что ходовая часть «Хеншель» предусматривала два ряда гребней, соответствующих двум рядам опорных катков.

В ходовой части «Порше» между одинарными опорными катками проходил внешний ряд гребней, внутренний же был не нужен. Однако диски ленивца у «Хеншель» охватывали как раз внутренний ряд, поскольку последний опорный каток находился во внешнем ряду. Поэтому на «Ягдтигре» №305001 были гусеницы с двумя рядами гребней, причём внутренний был частично срезан. В дальнейшем на ходовой части «Порше» использовался другой ленивец с дисками, охватывающими внешний ряд гребней, внутренний же ряд практически полностью срезался.

«Ягдтигр» №305002 тоже был единственным в своём роде. Хотя он был собран с ходовой частью «Хеншель», его бортовые бронелисты изначально были подготовлены для монтажа подвески «Порше». Ходовая часть «Порше» уже пошла в серию, а самоходка №305002 предназначалась для сравнения конструкций.

Череда проблем

5 мая 1944 года начались сравнительные испытания «Ягдтигров» №305001 и №305002. У «Ягдтигра» с ходовой частью «Порше» выявилась чрезмерно сильная тряска. Сначала подозрение пало на гусеницы нового типа из чередующихся траков Gg 24/800/300. Тогда на «Ягдтигр» №305003 установили гусеницы от «Фердинанда», набранные из траков Kgs 62/640/130, и ленивец нового типа для одногребневых траков. Однако на испытаниях вновь наблюдалась сильная тряска, которая, однако, стихала, когда самоходка разгонялась по ровной дороге до 14–15 км/час.

В результате было принято решение перейти на производство «Ягдтигров» с ходовой частью «Хеншель». Нередко говорят о том, что свою роль сыграла и поломка тележки, известная по серии фотографий, однако автор не встречал прямых подтверждений этому. Упомянутая поломка случилась на «Ягдтигре» №305004, а проблемы с ходовой частью выявились уже на самоходках №305001 и №305003. Вдобавок, сломался фланец, а не какие-либо специфичные для конструкции «Порше» детали вроде привода торсиона.

Решение о переходе на ходовую часть «Хеншель» оказалось верным, что подтвердила и войсковая эксплуатация. В 653-м тяжёлом батальоне истребителей танков, который получил семь «Ягдтигров» с ходовой частью «Порше», были выявлены следующие проблемы:

В феврале 1945 года глава конструкторского бюро фирмы «Хеншель» Эрвин Адерс (Erwin Aders) подготовил заметку о ходе проектирования «Тигра 2», которое велось под его руководством. По словам Адерса, ходовая часть с чередующимися составными траками и двумя рядами сдвоенных опорных катков изначально вызывала сомнения. Катки крайне неравномерно передавали нагрузку на гусеницы, а ведь по сравнению с «Тигром» траки стали ещё шире.

Кроме того, гусеницы с составными соединительными траками отличались низкой жёсткостью, поэтому проблемы с поломками траков и пальцев ожидались с самого начала. Наконец, при их использовании наблюдался повышенный износ каждого второго зуба ведущих колёс. Всё вышеуказанное касалось 68-тонного «Тигра 2» с девятью сдвоенными опорными катками на борт. Надо ли говорить, что на 74-тонном «Ягдтигре» с восемью одинарными опорными катками на борт эти проблемы проявились ещё сильнее.

В сентябре 1944 года после сборки 11 «Ягдтигров» с ходовой частью «Порше» завод «Нибелунгенверке» переключился на ходовую часть «Хеншель». На тот момент она уже была переделана. Для повышения жёсткости гусениц были созданы новые цельные литые соединительные траки Gg 26/800/300 вместо составных из четырёх частей.

placeholder 7261d46df3caf14477184fd0ae63a12d0d76d89481141ec8f26d02a82c80da4e

Да, гусеницы стали существенно прочнее, однако в этих траках было невозможно сделать отверстия для зубьев. Как следствие, пришлось перейти на ведущие колёса с девятью зубьями вместо 18. С июля 1944 года начались поставки траков Gg 26/800/300, а у старых ведущих колёс срезался каждый второй зуб. Что касается «Ягдтигров», то у них введение новых траков и ведущих колёс произошло в сентябре одновременно с переоснащением производства.

Введением новых траков немцы решили одну проблему, но сразу же создали другую. На столь тяжёлой технике нагрузка на венцы с всего лишь девятью зубьями была слишком большой. Сама идея гусениц с чередующимися траками завела немцев в тупик, требовалась другая конструкция. С марта 1945 года «Тигр 2» стали оснащать новыми гусеницами из обычных траков Kgs 73/800/152, что позволило вернуться к ведущим колёсам с 18 зубьями.

Однако на «Ягдтиграх» их применить так и не успели. Наконец, Эрвин Адерс отметил продолжающиеся проблемы с опорными катками с внутренней амортизацией, подшипники которых легко смещались и перекашивались — и это при том, что по сравнению с «Тигром» уменьшилось допустимое смещение опорных катков относительно направляющих гребней.

Подводя итоги

Оценка «Ягдтигра» с ходовой частью «Порше» обычно сводится к двум типичным мнениям. Согласно первому из них, в целом ходовая часть «Порше» была разумной альтернативой, однако её серийное производство было отменено по причине затянувшегося конфликта Фердинанда Порше с Управлением вооружений, вдобавок на испытаниях сломалась тележка.

Другая точка зрения состоит в том, что подвеска «Порше» изначально была неудачной и подверженной поломкам торсионов — это выявилось уже на «Тигре» Порше, а тот факт, что немцы вновь применили аналогичную подвеску на «Ягдтигре», говорит о том, что история сравнительных испытаний «Тигров» их ничему не научила. Отметим, что в обоих случаях проблемы с гусеницами и ведущими колёсами обычно не упоминаются вовсе.

Приведённые выше факты заставляют нас отбросить обе распространённые точки зрения. С одной стороны, ходовая часть «Порше» для «Ягдтигра» действительно оказалась неудачной, а переход на ходовую часть «Хеншель» был правильным. С другой стороны, неудачным было не какое-то отдельное техническое решение вроде блокированной подвески с продольными торсионами, а весь комплекс решений в целом. Узкие одинарные опорные катки крайне неравномерно передавали нагрузку на широкие гусеницы, что усугублялось их размещением в два ряда с перекрытием, а гусеницы с составными соединительными траками отличались низкой прочностью на изгиб.

15 d82b9edeb5e88345092653946a6efafe

По отдельности эти технические решения вполне могли работать. У «Мауса» была ходовая часть с одинарными опорными катками и гусеницами с составными соединительными траками, но одинарные катки располагались в четыре ряда и достаточно равномерно распределяли нагрузку. У самоходного орудия «Фердинанд» была подвеска с продольными торсионами, но вкупе с обычными гусеницами и двойными опорными катками с широкими стальными бандажами (84 мм против 75 мм у «Хеншеля») она в целом показала себя куда лучше. В случае «Ягдтигра» же одни проблемы усугублялись другими.

Неудачу с ходовой частью «Порше» для «Ягдтигра» невозможно списать лишь на деятельность конструкторского бюро Фердинанда Порше. Именно Отдел №6 Управления вооружений под руководством Генриха Книпкампа продвигал идеи о применении одинарных опорных катков в два ряда с перекрытием и гусениц с составными соединительными траками. Подобная ходовая часть с восемью одинарными опорными катками в два ряда и четырьмя тележками на борт планировалась на танке E 75, причём в варианте самоходного орудия нагрузка на каток была близка к таковой у «Ягдтигра» (4160 кг против 4100 кг). Выходит, фирма «Порше» на деле проверила этот подход и наглядно показала — хотя проекты E 50 и E 75 ещё не завершены даже на бумаге, их уже требуется переделывать. О влиянии Управления вооружений прямо говорил и Эрвин Адерс из «Хеншеля».

Налаживая сборку «Ягдтигров» с ходовой частью «Хеншель» вместо «Порше», немцы фактически заменили совсем плохую конструкцию на просто плохую. В отчёте от 16 января 1945 года оберст-лейтенант Йоханнис (Johannis) отмечал, что завод «Нибелунгенверке», очевидно, считает шасси «Хеншель» чужим и отвратительным. Нужно отметить, что, несмотря на все изменения в конструкции, немцы так и не смогли довести ходовые части «Тигра 2» и «Ягдтигра» до ума — и это притом, что по ходовой части поздние «Ягдтигры» были практически полностью переделаны относительно ранних.

При написании статьи использовались архивные материалы, опубликованные Харольдом Биондо (США)

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Биографии известных людей
Adblock
detector