яша хейфец личная жизнь

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

Вспоминая Великого скрипача ЯШУ ХЕЙФЕЦА

Вспоминая Великого скрипача

ЯШУ ХЕЙФЕЦА

109735662 4638534 100621183 element53sinij

Во-вторых, 8-летний Яша должен был жить в северной столице с кем-то из родителей, для которых тоже нужно было такое разрешение. Да и денег на съём квартиры не было. В-третьих, в консерватории можно было учиться только с 12 лет.[

Михаил Казиник о Яше Хейфеце

Международную известность 13-летний Хейфец получил после концерта в Берлине в 1914 году, где он выступал с симфоническим оркестром под управлением Артура Никиша. Именно на этом концерте замечательный скрипач Фриц Крейслер сказал облетевшие мир слова: «С каким удовольствием я разбил бы сейчас свою скрипку!».

Летом 1917 года, незадолго до октябрьского переворота, (неизвестно как сложились бы обстоятельства, если бы скрипач в это время оказался в России), 16-летний мальчик со всей семьёй едет на гастроли в США через Сибирь и Японию. На первый концерт 16-летнего Хейфеца в Карнеги-холл собралась вся музыкальная элита Нью-Йорка. На другой день один из рецензентов написал: «Он играл как Бог весь скрипичный виртуозный материал». Такого невероятно фурора Америка, пожалуй, ещё не знала. Известный скрипач Миша Эльман сказал сидевшему рядом не менее известному пианисту Леопольду Годовскому: «Ты не находишь, что здесь становится жарко?». На что тот ответил: « Для пианиста, нет».

Кто Вы, Яша Хейфец?

О личной жизни Хейфеца мало что известно. Он не любил давать интервью, ненавидел светские тусовки, отстранённо-царственно, держался на сцене, крайне редко приглашал гостей на свою прекрасную виллу в Калифорнии, близ Голливуда. Может создаться впечатление, что это нелюдим, человек холодный и высокомерный. На самом деле всё не так. Просто лучший скрипач мира не любил демонстрировать свои чувства широкой публике. Как писал один рецензент: «В лице его холод, но внутри бушует пламя». Из редких публикаций о Хейфеце-человеке перед нами предстаёт совсем другая личность: скромный, даже застенчивый, добрый (скрипач активно занимался благотворительностью), любитель розыгрышей.

В жизни Хейфец человек остроумный и находчивый. Когда он выступал в Москве, журналисты спросили:

— Что Вы можете сказать о Давиде Ойстрахе?

— Это второй скрипач в мире.

Madorsky3

Я.Хейфец и Р.Кулман, 1965г.

Хейфец горячо приветствовал образование государства Израиль, неоднократно приезжал с гастролями, которые всегда проходили с триумфальным успехом, в еврейское государство. В 60-е годы на деньги скрипача в Хайфе была построена консерватория и концертный зал. Но был и неприятный инцидент. В одном из выступлений в Иерусалиме скрипач включил в программу пьесу Рихарда Штрауса, композитора популярного в нацистской Германии. Когда устроители концерта попросили исключить это произведение из программы, Хейфец отказался, заявив, что «музыка выше политики». На другой день многие израильские газеты осудили позицию скрипача, а один молодой человек встретил его возле отеля и ударил железным прутом по руке.

В 1975 году Яша переносит операцию на плече и больше не может играть. Умер лучший скрипач планеты, ХХ века, 16 октября 1987 года в Сан-Франциско. Как завещал Хейфец, не было никаких похоронных церемоний и речей. Прах «императора скрипки» развеяли над Тихим океаном.

С 2001 года на родине Хейфеца в Вильнюсе проводится международный конкурс скрипачей имени Яши Хейфеца.

ПЛЕЙЛИСТ. 9 ВИДЕО

Источник

Яша хейфец личная жизнь

83141509

Этот великий скрипач не любил компании. Праздники и общение с посторонними людьми его раздражали. Однако еще больше он не переносил собственное имя, с которым к нему обращались журналисты, устроители концертов, и под которым его знали тысячи и тысячи любителей музыки всего мира – Яша. Зная такую особенность характера музыканта, друзья именовали его не иначе как Мистер Эйч, а студенты еще более строго – Мистер Хейфец. Перед вами рассказ о великом исполнителе, гениальном скрипаче XX века Иосифе Хейфеце.

Становление музыканта

Полное имя гения – Иосиф Рувимович Хейфец. Яшей его называли родители: отец, преподаватель игры на скрипке Рувим Элиевич Хейфец, мать, хозяйка бакалейной лавки Хая Израилевна Шарфштейн, да сестры Полина и Эльза. Родился будущий музыкант в Российской империи 2 февраля 1901 года в городе Вильно, в те времена считавшимся частью Королевства Польского, а позже ставшего столицей независимой Литвы.

21772442

С раннего детства мальчика стали приучать к музыке. Уже в 3 года Яша взял в руки свою первую скрипку, а спустя еще 3 года впервые выступил перед публикой. Видя явные успехи сына в качестве исполнителя, Рувим Элиевич отправился с ним в Санкт-Петербург. Мальчику на тот момент было всего 9 лет. Существует легенда, гласящая, что столь юного ученика отказывались взять в столичную консерваторию. И чтобы вопрос решился положительно, но по документам учащимся заведения стал Рувим Хейфец, хотя на самом деле там обучался его сын.

Справедливости ради надо сказать, что уровень преподавания в Санкт-Петербургской консерватории был высочайший, и талантливый ученик уже в 1912 году стал участником первого собственного зарубежного турне. Хейфец поехал в Германию, где солировал с Берлинским и Гамбургским оркестрами. После исполнения им в Берлине концерта Чайковского зал филармонии буквально взорвался овациями. В следующем 1913 году Яша отправился в новый гастрольный тур. На этот раз помимо Германии он давал концерты в Швеции. Кстати, во время этих гастролей познакомился с одним из авторов исполняемых им произведений – австро-американским скрипачом и композитором Фрицем Крейслером.

25602122

Даже в годы Первой мировой войны юный музыкант выезжал с концертами за границу. В 1916 это были страны Скандинавии, а в 1917 он отправился в США. К сожалению, на родине была крайняя политическая нестабильность: катилась череда революций, и все шло к началу гражданской войны. Попав в спокойно развивающиеся Штаты, 16-летний музыкант предпочел остаться в этой стране, тем более что ему был немедленно предложен контракт, и он уже 7 ноября сделал первую запись своей игры в студии звукозаписи.

Правда, несмотря на то, что талантливый юноша считался в США «скрипачом номер один», гражданство он смог получить лишь в 1925 году. Однако за это время Иосиф Хейфец превратился из просто талантливого исполнителя в гениального музыканта.

Зрелые годы

Мастерство Хейфеца с годами только усиливалось. Его считали своим долгом пригласить в самые престижные концертные залы. Не осталась в стороне и его бывшая родина Россия, после 1917 ставшая Советским Союзом. В 1934 году Иосиф Рувимович совершил гастрольный тур по СССР, дав 6 концертов в крупнейших городах страны – Москве и Ленинграде. Параллельно с концертами он читал лекции студентам Московской и родной для себя Ленинградской консерваторий, давая им мастер-классы игры на скрипке и беседуя на темы исполнительства.

Когда США вступили во Вторую мировую войну, Хейфец начал выезжать с концертами на фронт, чтобы солдаты могли немного отдохнуть душой от опасности, грозившей им повседневно. Рассказывают, что в 1945 великого скрипача по приказу генерала Бредли срочно вызвали в Германию. Прославленный военачальник хотел произвести впечатление перед советским маршалом И. Коневым, приглашенным в американское расположение. Справедливости ради следует отметить, что затея генерала удалась, и Конев был в восторге от услышанной музыки.

06382795

После возрождения в 1948 году независимого еврейского государства Хейфец совершил сразу четыре гастрольных тура в Израиль. На Земле Обетованной маэстро принимали с восторгом. Однако во время четвертого тура, проходившего в 1953, с музыкантом произошел крайне неприятный случай, на долгие годы прервавший поездки маэстро на историческую родину.

Дело в том, что прославленный музыкант тогда включил в свой репертуар Скрипичную сонату Рихарда Штрауса. А этот композитор рассматривался значительной частью израильтян как нацистский, и его произведения, хотя и неофициально, были запрещены в Израиле к исполнению. В правительстве еврейского государства ознакомились с репертуаром скрипача и настоятельно рекомендовали ему подкорректировать программу выступлений, однако маэстро этим просьбам не внял, заявив, что музыка выше всяческих политических факторов и предубеждений.

Несмотря на предпринятые израильской полицией меры, найти преступника не удалось. Впоследствии нападение приписали некоему движению «Малхут Исраэль», исповедующему террористические принципы. Для музыканта нападение не прошло даром: его правая рука, которой он прикрывал себя и скрипку, получила серьезные повреждения, распухла и сильно болела. Тур был сорван, и один из концертов пришлось отменить. Оскорбленный маэстро уехал из Израиля и отказывался его посещать до 1970 года.

74609719

Однако и после отказа концертировать в Израиле, Хейфец имел огромное количество приглашений. В числе наиболее грандиозных из его выступлений входит исполнение концерта Бетховена на юбилее ООН 9 декабря 1959 года. Для участия в праздничном концерте эта международная организация пригласила большое число именитых исполнителей, среди звезд был и Иосиф Хейфец.

Последние годы

Великий музыкант, казалось, не знал усталости. Он постоянно концертировал, переезжая из города в город, из страны в страну. Однако время брало свое, и в 1972 году, дав в Лос-Анджелесе последний концерт, скрипач попрощался со сценой. Но из мира музыки он не ушел, а переключился на педагогическую работу. Сначала Хейфец преподавал в Калифорнийском университете, а потом перебрался в Университет Южной Калифорнии. Когда же ему перевалило за 80, и Иосиф Рувимович уже был не в состоянии ездить в университет, начал давать частные уроки музыки у себя дома. Следует отметить, что преподаватель из Хейфеца был ничуть не хуже, чем музыкант. Он дал путевку в жизнь большому количеству молодых исполнителей, вошедших впоследствии в золотой фонд мирового искусства.

27032709

Жизнь великого музыканта оборвалась 16 октября 1987 года. Он умер от инсульта, находясь в госпитале Седарс-Синай Лос-Анджелеса Перед смертью гениальный скрипач попросил не устраивать на похоронах никаких торжественных церемоний с хвалебными речами, затратив на них минимальное количество средств.

Сейчас в Вильнюсе в память о великом музыканте проводятся международные конкурсы скрипачей, а в студии Хейфеца в Колбернской школе – мастер-классы для музыкантов.

Источник

communitystradivari

Будь Страдивари. Be the Strad.

В скрипке живут феи / A fairies live in the violin

108780 900

История жизни
В начале 1914 года, за несколько месяцев до начала Первой мировой войны, американский скрипач Альберт Сполдинг случайно встретил своего знаменитого коллегу Фрица Крейслера, находившегося в зените славы. Последний выглядел несколько подавленным и признался, что подумывает о завершении артистической карьеры. Американец был чрезвычайно удивлен, ведь Крейслер считался в ту пору первым скрипачом мира и еще не достиг и сорока лет. На вопрос, что побудило его к таким размышлениям, Крейслер рассказал, что недавно побывал в России и присутствовал на классном вечере Леопольда Ауэра в Петроградской консерватории. Среди многих талантливых ребятишек особенно поразил его тринадцатилетний мальчик. Его игра показалась Крейслеру столь совершенной, что всем остальным скрипачам на этом фоне попросту больше нечего было делать.

Конечно, история эта, ставшая легендой, не лишена преувеличений, тем более что и Крейслер еще долго после этого радовал своих почитателей, и другие скрипачи разных поколений отнюдь не остались без работы. И все же чутье не обмануло великого артиста.

Тот мальчик, которого звали Яша Хейфец, действительно вырос в несравненного артиста, по мнению многих — крупнейшего в нашем столетии.

108983 900

Иосиф (Яша) Хейфец родился 20 января 1901 года в Вильно. Первые уроки на скрипке получил в возрасте трех лет у своего отца, Рувима Хейфеца — выходца из города Пулавы (Польша), скрипача-самоучки, игравшего на свадьбах. С четырех лет начались занятия под руководством одного из лучших скрипачей и педагогов города И. Малкина, ученика Ауэра, преподававшего в Виленском музыкальном училище Русского музыкального общества. Дарование Хейфеца стремительно развивалось. Уже в 1906 году он впервые выступил на выставке «Искусство в жизни детей», а 7 декабря исполнил на вечере училища «Пасторальную фантазию» Зингеле и 12 декабря — «Арию с вариациями» Берио. В 1908 году он играл «Балладу и Полонез» Вьетана, и слушавший его Ауэр высоко оценил игру юного скрипача. В следующем году Яша исполнил в Ковно с оркестром концерт Мендельсона. В том же году он окончил музыкальное училище. Большую помощь в обучении Хейфеца оказало виленское Еврейское общество. Оно же дало средства для переезда семьи в Петербург и поступления юноши в 1910 году в Петербургскую консерваторию в класс Ауэра.

Первый год Хейфец занимался с ассистентом Ауэра — И. Налбандяном, затем перешел в класс профессора. 17 апреля 1911 года состоялся дебют Хейфеца в Малом зале консерватории. Этот же концерт был сыгран в середине мая в Павловском вокзале. Вскоре последовали концерты в Одессе, а также в Варшаве и Лодзи. В том же году вышла первая пластинка с записью игры десятилетнего артиста — «Пчелки» Шуберта и «Юморески» Дворжака.

Начало мировой славы Хейфеца положили семь концертов в Берлине, где он выступал с оркестром Берлинской филармонии под управлением В. Сафонова и А. Никиша. Еще восемь концертов состоялись в других городах Германии — Дрездене, Гамбурге, а также в Праге. Несмотря на то, что Хейфец играл на скрипке 3/4, он поражал слушателей полным звучанием необычайной красоты и выразительности, блистательной виртуозностью и легкостью исполнения, энергией и безупречным вкусом. Критика уже тогда отмечала его серьезные достижения в области интерпретации.

Лето 1912 года Яша провел вместе с Ауэром в местечке Лошвиц (близ Дрездена), где исполнил вместе с Зейделем Двойной концерт Баха. Немецкая критика назвала Хейфеца «Ангелом скрипки». 4 ноября в Грюнвальде игра молодого музыканта была запечатлена на фонографических валиках (хранятся в Пушкинском Доме в Петербурге). В том же году состоялось его выступление в Варшаве на Выставке художников. В 1913 году — в Москве, Вильно, Лейпциге и Вене. 21 января следующего года он впервые играл в Петербурге концерт Глазунова под управлением автора.

Эти годы вся семья Хейфецов (у них были еще две дочери, одна из которых занималась на фортепиано в Петербургской консерватории) жила на гонорары Яши. Ауэр поощрял выступления мальчика, считая, что они ему не повредят, ибо он уже был, по его мнению, сформировавшимся артистом. В Германии семью застало начало Первой мировой войны. Юному скрипачу предложили дать концерты в пользу раненых немецких солдат, но тот отказался. Тогда члены семьи Хейфецов были объявлены пленными и лишь через четыре месяца им удалось вернуться домой.

В 1915 году Хейфиц неоднократно выступал в Петрограде. Он был уже признанный виртуоз, поражавший совершенством игры, безукоризненностью стиля. Лето 1916 года Хейфец провел вместе с Ауэром в Норвегии. Американский импресарио, покоренный его игрой, подписал с юным скрипачом контракт на выступления в следующем году в США.

В 1917 году Хейфец давал концерты в Петрограде и Саратове. Последний раз он играл в Петрограде на Концерте-митинге эсеров, где выступал А. Керенский. Путь в Америку из-за войны пролегал через Сибирь. 8 июля семья Хейфецов (кроме дочерей) отплыла на пароходе из Владивостока в Японию, а оттуда в Америку.
27 октября Хейфец с невероятным успехом дебютировал в Карнеги-холл. Критика отмечала, что «большая аудитория включала всех профессиональных скрипачей, находящихся в радиусе 200 миль», что искусство Хейфеца «переходит границы возможного», что это — «светящееся пророчество», что Хейфец — «настоящий гений», «концентрация высших скрипичных и музыкальных качеств», что его игра — «проникновенная красота».

Действительно, главное качество, которое характеризует Хейфеца, — совершенство во всем. Совершенен был его неповторимый звук, необыкновенна была беглость самых трудных пассажей, проникновенна кантилена, захватывающая даже самые черствые сердца, удивительна взрывчатость кульминаций. Словом, это был «Паганини XX века». Хейфиц стал «идолом американской публики» и за год дал только в Нью-Йорке более тридцати концертов. Его искусство было запечатлено на десяти пластинках. В следующем году появилось еще девять записей. Все они запечатлели игру на скрипке Тонони, на которой Хейфец играл с тринадцати лет.

На одном из первых концертов к нему подошел один человек и предложил Яше играть на принадлежащей этому человеку скрипке Страдивари и Хейфец с готовностью согласился. Через два года Хейфец выкупил скрипку у того человека, не пожелавшего назвать свое имя, за хорошую цену. Со временем он купил себе еще одного Страдивари, а перед войной дополнил свой скрипичный парк еще и скрипкой Гварнери. Эти три скрипки и служили Хейфецу до конца его карьеры, хотя периодически он играл и на других скрипках. Например, в акустической лаборатории Гарвардского университета он издавал длинные однотонные звуки на всех трех скрипках и на многих других инструментах, например, на скрипке, купленной в магазине за 5 долларов. Ученые не нашли различия в звучаниях тонов и обертонов.

Яша быстро американизировался, говорил без акцента, водил шикарный спортивный автомобиль, играл в теннис и пинг-понг, а вскоре обзавелся и моторной лодкой. Вообще этот период жизни был похож на запоздалое детство — нормальное детство у него было отнято вундеркиндской карьерой.

109220 900

Это не могло не отразиться на самодисциплине скрипача, на качестве исполнения. Он пишет в автобиографии «Пришло время, когда отсутствие дисциплины в практике настигло меня. В 1921 году, после одного из концертов в Нью-Йорке, музыкальный критик из «Нью-Йорк таймса» У. Дж. Гендерсон поместил критическую рецензию. Он написал, что я уронил себя во мнении публики и в его мнении и что я должен следить за собой, что недостаточно играть пьесу — нужно думать о ней. Что у меня есть долг по отношению к себе и к музыке, который никогда не будет оплачен. Я знал, что этот человек желает мне добра, описанное было для меня чувствительным ударом, ибо это была правда. Я начал серьезно практиковаться, я изменил своей юношеской экстравагантности. Я буду всегда благодарен Гендерсону. Он выбил из меня дурь и наставил меня на истинный путь. Критики могут временами делать полезные вещи. Он умер несколько лет назад, и я буду всегда сожалеть, что не встретился с ним». По-видимому, нужно быть незаурядной личностью, чтобы воспринять такой урок и так написать о нем.

В 1925 году Хейфец принял американское гражданство, а в 1929 году Хейфец женился на известной американской кинозвезде Флоренс Арто, до этого бывшей замужем за выдающимся американским кинорежиссером Кингом Видором. В следующем году у них родилась дочь Жозефа (ставшая впоследствии пианисткой и композитором, занималась в Париже у Д. Мийо), а в 1932 году — сын Роберт.

В конце 1930-х годов скрипач утверждал, что уже четыре раза совершил кругосветное путешествие, а по протяженности маршрутов дважды добрался до Луны. В 1920 году он впервые выступил в Лондоне, в следующем году совершил большое турне по Австралии. В 1922, 1924, 1925 годах снова давал концерты в Англии, в 1923 году состоялось его длительное турне по Востоку. В 1926 году прошли его гастроли по странам Южной Америки и Ближнего Востока. Он играл с лучшими оркестрами мира и получал наивысшие гонорары среди исполнителей. В 1933 году состоялась премьера Второго скрипичного концерта М. Кастельнуово-Тедеско «Пророк», посвященного Хейфецу. Оркестром Нью-Йоркской филармонии дирижировал А. Тосканини, высоко ценивший талант скрипача.

Хейфец всегда держался осторожно, в том числе и в политических вопросах. Это позволило ему сохранить неплохие отношения с советским режимом. Он не считался белоэмигрантом или невозвращенцем и был, наряду со Зворыкиным, одним из немногих, которые посетили СССР в первую советско-американскую оттепель в 1934 году. Проезжая через фашистскую Германию, он отказался там выступать. Шесть концертов артиста в Москве и Ленинграде, выступления перед студентами консерваторий (где он также отвечал на вопросы) прошли с огромным успехом. Его игра во многом перевернула устоявшиеся представления и оказала заметное влияние на исполнительство и педагогику.

Тогда известный критик М. Сокольский писал «Что больше всего поражает в игре Хейфеца Это его техника, огромнейшее, вызывающее восхищение виртуозное мастерство. Техника эта чрезвычайно разнообразна, математически выверена и ровна. Тон его изумительно сильный, насыщенный, глубокий. Хейфец не знает в своем искусстве непреодолимых трудностей. Легкость, с которой он побеждает все технические препятствия, покоряет. Причем непринужденность и свобода мастерства Хейфеца, правда, несколько холодного и строгого, таковы, что подчас могут ввести даже в заблуждение непосвященный слушатель может и впрямь поверить, что то, что исполняет Хейфец, легко и просто. Но нужно действительно знать, какие, например, исключительные трудности представляет для скрипача 24-й каприс Паганини, чтобы полностью оценить то совершенно ослепительное, баснословное мастерство, с каким он исполняет это произведение».

Однажды советские музыканты спросили его, какого он мнения о Давиде Ойстрахе.

— Это, безусловно, лучший советский скрипач и второй номер среди скрипачей мира, — последовал ответ.

— Кто же первый — возник естественный вопрос.

Наряду с классическим скрипичным репертуаром Хейфец включал в концерты много популярных мелодий. В кругу друзей не брезговал аккордеоном. И даже сочинил популярную в свое время песенку «Когда ты занимаешься со мной любовью» — сначала под псевдонимом, но потом не выдержал и раскрыл авторство, к ужасу многих обожающих его филармонических старушек.

Постепенно Хейфец сокращал свои гастроли.

109454 900

Большим событием стало исполнение Хейфецом концерта Бетховена 9 декабря 1959 года в ООН вовремя одного из юбилеев организации. В 1962 году Хейфец развелся и со второй женой и еще более сократил число своих сольных концертов — в этот год он выступил всего шесть раз. Зато записал много камерной музыки с Г. Пятигорским, пианистом Л. Пеннарио и другими артистами. В 1968 году он практически прекратил выступления. В интервью Хейфец говорил «Я исчерпал свою долю гастролей. У меня больше нет интереса к этой карьере». Последние выступления Хейфеца, запечатленные на пленке, состоялись в 1970 году. В 1972 году Хейфец дал прощальный концерт в Лос-Анджелесе. Еще через три года маэстро перенес операцию плеча, что лишило его возможности играть.

Хейфец скончался в Беверли-Хиллз 16 октября 1987 года.

Бесспорно, Хейфец оказал огромное воздействие на развитие скрипичного искусства нашего времени. Даже в чисто техническом плане он одним из первых отказался от приема портаменто, добившись уникальной слитности звучания, поднял на новый уровень совершенства виртуозную сторону искусства.
Хейфецу в определенной мере были свойственны романтические традиции скрипичного исполнительства, идущие от Венявского, русской школы, связанные с повышенным эмоциональным тонусом, патетикой, драматизацией образов, усилением контрастов. В чем-то его искусство перекликается и с декламационной манерой, свойственной русским певцам, в первую очередь Ф. Шаляпину. В то же время в манере игры Хейфеца отчетливо проявлялось интеллектуальное начало, предельное внимание к воплощению целостной формы сочинения. Его по праву называли «Императором скрипки».

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Биографии известных людей
Adblock
detector