являясь своеобразной моделью жизни лучше всего готовит детей к будущей практической деятельности

Выготский Л. С.
Педагогическая психология

Детские интересы

Основной формой проявления инстинкта в детском возрасте является интерес, т. е. особая нацеленность психического аппарата ребенка на тот или другой предмет. Интересы имеют универсальное значение в детской жизни. Все, что мы делаем, даже самое интересное, говорит Торндайк, мы делаем все же из интереса, хотя бы из отрицательного интереса — боязни неприятности. Таким образом, интерес — как бы естественный двигатель детского поведения, он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями. Вот почему основное правило требует построения всей воспитательной системы и всего обучения на точно учтенных детских интересах.

Психологический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность. Даже внешняя мимика интереса показывает, что интерес означает не что иное, как расположение и приготовление организма к известной деятельности, сопровождаемое общим повышением жизнедеятельности и чувства удовольствия. Тот, кто слушает с интересом, задерживает дыхание, направляет уши в сторону говорящего, не сводит с него глаз, оставляет всякую другую работу и движение и, как говорят, «весь превращается в слух». Это и есть наиболее яркое выражение полного собирания организма в одну точку, полного превращения его в один род деятельности.

Надо иметь в виду одну чрезвычайно существенную опасность, которая при этом встречается педагогу: она заключается в том, что легко возникает при стремлении заинтересовать чем-либо и при этом возможна подмена интересов. Вызывается интерес, но не тот, который нужен, и не к тому, что нужно. В одном из американских учебников психологии приводится красноречивый рассказ одной из учительниц. В народной школе, желая преподавать географию, она решила начать ознакомление детей с того, что им доступно, близко и понятно, с окружающих их полей, холмов, рек, равнин. Это, однако, показалось детям скучным и не вызвало в них никакого интереса. Дело в том, что предшествующая учительница, желая заинтересовать детей, чтобы объяснить им гейзер, принесла резиновый мяч с отверстием, наполненный водой, искусно запрятала его в кучу песку и, надавив его ногой в нужном месте, добилась того, что струйка воды пробилась через песок к всеобщему восторгу детей. Она же при объяснении вулкана воспользовалась ваткой, обмоченной в серу и зажженной в песочном холмике на манер кратера. Все это вызвало в детях живейший интерес, и новой учительнице они заявили: «Мы все это сами знаем, покажите нам лучше фейерверк, как мисс N». «Или спринцовку», — предложил кто-то другой.

На этом примере легко видеть ложную замену одного интереса другим. Первой учительнице, несомненно, удалось вызвать живейший интерес в детях, но то был интерес к фокусу, к фейерверку и к спринцовке, а не к вулкану и к гейзеру. Такой интерес не только не полезен, но даже вреден педагогически. Потому что он не облегчает той деятельности, которой мы требуем от детей, а создает сильного ей конкурента в виде могущественного интереса и, следовательно, ослабляет подготовку организма, которую ожидает вызвать учитель. Чрезвычайно легко вызвать интерес, рассказывая анекдоты на уроках истории, но трудно при этом уберечься от того, чтобы это был интерес не к анекдоту, а к истории. Такими побочными средствами вызываемые интересы не только не способствуют, но даже тормозят нужную нам деятельность.

Вот почему ничего не стоит внимание или интерес ребенка к работе, если их стимулом является боязнь наказания или ожидание награды. Мы можем быть уверены, что развиваем в детях интерес не к шитью или арифметике, хотя ребенок прилежно шьет или считает, но интерес к конфетке, которую он должен получить в награду, или боязнь остаться без сладкого, если он провинится. Чрезвычайно сложную психологическую задачу представляет умение найти верный интерес и следить все время за тем, чтобы интерес не уклонялся в сторону и не подменялся никаким другим.

Здесь, между прочим, лежит причина того, почему награда и наказание являются психологически совершенно недопустимым средством в школе. Помимо всех прочих вредных влияний, о которых речь будет идти ниже, они вредны уже тем, что бесполезны. т. е. бессильны вызвать надобный нам род деятельности, так как вводят неизмеримо более могущественный интерес, который заставляет, правда внешне, совпадать поведение ребенка с тем, которого мы желаем, но внутренне оставляет его совершенно неизменным. «Наказание воспитывает рабов» — это древнее правило абсолютно верно психологически, так как наказание, действительно, не научает ничему другому, как боязни и умению направлять свое поведение именно боязнью. Потому наказание является самым легким и бездарным педагогическим средством, что оно дает быстрый эффект, не заботясь о внутреннем воспитании инстинкта. Чрезвычайно легко, исходя из естественного отвращения ребенка к боли, застращать его розгой и тем заставить сдерживать свою дурную привычку, но это не уничтожает ее, а, напротив, вместо одной дурной привычки прививает еще новую: подчинение страху. Так же обстоит дело с наградой: легко вызвать реакцию, если исполнение ее будет связано для ребенка с получением удовольствия, но, коли мы хотим воспитать в ребенке именно эту реакцию, мы должны позаботиться о том, чтобы удовлетворение и удовольствие связывалось именно с реакцией, а не с ожидаемой наградой.

Таким образом, правило заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен. Следует всегда придерживаться психологического правила перехода от естественных интересов ребенка, которые мы у него находим в достаточном количестве, к интересам прививаемым. С точки зрения психологической здесь правильно различать новые интересы, воспитание которых представляет самоцель, и интересы, воспитываемые лишь как средство. Самоцель могут представлять лишь те интересы, длительное укрепление которых приводит к тому, что они укореняются и остаются на всю жизнь. Развитие и укрепление интереса составляют основной закон воспитания и требуют от педагога постепенного насыщения этого интереса в процессе деятельности. Таковы, например, интересы к жизненным делам, к науке, к труду и т. д.

Другие интересы более частного или временного характера могут служить в процессе воспитания только средствами воспитания некоторых нужных реакций. Таков интерес к грамматике чужого языка, к умыванию и другим гигиеническим правилам и т. п. Чрезвычайно важно заинтересовывать ребенка в процессе умывания или в грамматических формах склонения до тех пор, пока у него не выработается привычка умываться или правильно говорить на иностранном языке. Но, как только это достигнуто, нам нет больше надобности заботиться о данном интересе, поддерживать, развивать и укреплять его, и мы спокойно предоставляем ему погаснуть.

Еще более временное назначение имеют интересы косвенные, которые не прямо связаны с нужной реакцией, но могут косвенно послужить к ее выработке. Таков, например, характер педагогической задачи Торндайка, в которой он предлагает использовать при изучении химии естественный интерес детей к кухне, но при этом необходимо, чтобы вновь возникающий интерес к химии заглушил и подавил первоначальный интерес к кухне.

Общим психологическим правилом выработки интереса будет следующее: для того чтобы предмет нас заинтересовал, он должен быть связан с чем-либо интересующим нас, с чем-либо уже знакомым, и вместе с тем он должен всегда заключать в себе некоторые новые формы деятельности, иначе он останется безрезультатным. Совершенно новое, как и совершенно старое, не способно заинтересовать нас, возбудить интерес к какому-либо предмету или явлению. Следовательно, чтобы поставить этот предмет или явление в личные отношения к ученику, надо сделать его изучение личным делом ученика, тогда мы можем быть уверены в успехе. Через детский интерес к новому детскому интересу — таково правило.

При этом существеннейшую помощь оказывает трудовой метод воспитания. Он исходит из естественных склонностей детей к деланию, к действованию, он позволяет каждый предмет превратить в ряд интересных действий, а ничто так не свойственно ребенку, как испытывать удовлетворение от собственной деятельности. Активность ребенка позволяет каждый предмет поставить в личные отношения к нему, сделать делом его личного успеха. Сюда же относится соединение учебных занятий с жизнью, требование, чтобы каждое вновь сообщаемое знание присоединялось к уже известному и поясняло ученику что-нибудь новое. Трудно представить себе что-либо более не психологическое, чем прежняя система обучения, когда ребенок изучал арифметику, алгебру, немецкий язык, совершенно не понимая, что к чему относится и для чего ему это нужно. Если при этом возникал интерес, то это происходило всякий раз случайно, независимо от воли учителя.

Еще три важных педагогических вывода следует сделать из учения об интересе: первый заключается в связности между всеми предметами курса, которая является лучшим залогом возбуждения единого интереса, группировки его вокруг одного стержня. Только тогда мы можем говорить о более или менее длительном, прочном и глубоком интересе, когда он не раздробляется на десятки отдельных частей, но позволяет охватить единой и общей мыслью разрозненные предметы обучения. Второй — это правило относительно того, что всем приходится прибегать к повторению как к методу запоминания и усвоения знаний. И все учитывают, как неинтересно для детей повторение, как они не любят подобных занятий, хотя бы они и не представляли для них трудности. Причина заключается в том, что здесь нарушается основное правило интереса, благодаря которому повторение представляет из себя самый нерациональный и непсихологический прием.

Правило заключается в том, чтобы вовсе избежать повторения и сделать преподавание концентрическим, т. е. расположить предмет таким образом, чтобы он в возможно кратком и упрощенном виде был пройден сразу в полном объеме. Затем учитель возвращаеся к тому же предмету, но не для простого повторения уже бывшего, а для прохождения еще раз в углубленном и расширенном виде, со множеством новых фактов, обобщений и выводов, так что все заученное учениками повторяется вновь, но раскрывается с новой стороны, а новое так связывается с уже знакомым, что интерес легко возникает сам собой. В этом отношении как в науке, так и в жизни только новое о старом может заинтересовать нас.

Наконец, третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес. Фребель указывает, как первые знания ребенок получает на основе своего естественного интереса к жизни и к занятиям взрослых. С самых ранних лет сын крестьянина, купца или ремесленника приобретает естественным путем множество самых разнообразных сведений, наблюдая за поведением отца. Так и в более позднем возрасте следует за исходную точку для выработки нового интереса брать уже существующий и исходить из того, что знакомо и близко. Вот почему классическое образование, сразу начинавшее с мифологии и древних языков и с предметов, не имевших ничего общего с жизнью, касавшейся ребенка, было скучным. Таким образом, основным правилом делается положение, что перед тем, как сообщить ребенку новое знание или вкоренить ему новую реакцию, надо позаботиться о том, чтобы подготовить почву для них, т. е. возбудить соответствующий интерес. Это подобно разрыхлению почвы перед посевом.

Источник

Являясь своеобразной моделью жизни лучше всего готовит детей к будущей практической деятельности

WVlnojtEltukf3eUr4iZ2OGLj43B8sCHDayJrSY3QkUgpO1NidWGdVDN2sBnvpt2UnoS5WHNybE3Vpg1QP7A5X30

Ответы на тест «Риторика» f09f988d
1. Изменение темпа речи, силы и тембра голоса в соответствии с содержанием произносимого называется:
речевые волны
+ речевые модуляции
речевые вариации
речевые колебания

2. Перенесение названия с одного предмета на другой по сходству этих предметов имеет название:
сравнение
+ метафора
метонимия
синекдоха

3. Темы, которые оратор не излагает, но готов обсудить, представляют собой:
+ пассивный тематический фонд
общий тематический фонд
активный тематический фонд
суммарный тематический фонд

4. Речевое поведение включает:
+ форма речи
+ пространственное поведение
+ жесты и мимика
содержание речи

5. Укажите основные речевые цели:
выразить негативные эмоции
+ убедить
проигнорировать
+ дать оценку
+ сагитировать
+ проинформировать

6. Укажите, что из нижеперечисленного представляет собой речевое событие?
+ междометие
+ диалог
+ монолог
+ отдельная фраза
+ диспут

7. Единое или сходное начало нескольких фраз в речи имеет название:
антитеза
+ анафора
повтор
эпифора

8. Умение играть по правилам, принятым в данной среде, называется:
дружелюбие
+ артистизм
уверенность
обаяние

9. Потребление имен собственных в значении нарицательных называется:
олицетворение
гипербола
+ антономасия
аллегория

10. Изображение отвлеченных понятий в виде конкретных образов это:
метафора
метонимия
антономасия
+ аллегория

11. Вид парадокса, при котором происходит соединение эмоционально насыщенных антонимов, имеет название:
перифраза
ирония
+ оксиморон
литота

13. Укажите функциональные виды речи:
+ информирующая
+ эмоциональная
+ аргументирующая
громкая

14. Узловые точки речевого маршрута в модели речевого дискурсивного графа называются:
+ топами
пойнтерами
поинтами
кризисами

15. Использование в речи закономерности, выражаемой в том, что лучше запоминаются начало и конец любого информационного блока, выражает следующий прием риторики:
обратная связь с аудиторией
+ следование закону края
смысловые кванты
речевые модуляции

16. Как называется предварительный графический структурно-смысловой план речи?
проект
шаблон
макет
+ эскиз

17. Как называют в риторике употребление слова или выражения в переносном значении?
оборот
синтаксис
речевая конструкция
+ троп

18. Честность в изложении чужой позиции, недопущение вольных или невольных искажений информации называется:
+ объективность
уверенность
заинтересованность предметом речи
искренность

20. Описательный оборот, употребляемый вместо какого-либо слова или словосочетания, имеет название:
+ перифраза
метонимия
литота
гипербола
#Педкампус#Ответы#Риторика

WVlnojtEltukf3eUr4iZ2OGLj43B8sCHDayJrSY3QkUgpO1NidWGdVDN2sBnvpt2UnoS5WHNybE3Vpg1QP7A5X30

Образовательное право и ФГОСf09f988dОТВЕТЫ, ПЕДКАМПУС f09f988e
1. По сферам жизнедеятельности права человека делятся на:
+ личные
+ публичные
духовно-политические
материальные

2. Укажите верное утверждение:
+ Право на образование существует вне зависимости от государственной воли.
Право на образование существует только благодаря государственной воли.

3. В России государство (выберите все верные варианты ответа):
+не может даровать право на образование гражданам
может в редких случаях (при ограничениях личности) не даровать право на образование гражданам
устанавливает монополию на образование
+обязано всеми доступными средствами способствовать реализации права на образование

4. Право на образование является:
+ личным
+ социальным
+ культурным

5. Обучающимся и педагогическим работникам предоставляются следующие академические права и свободы:
+ право на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения
+ право на участие в формировании содержания своего профессионального образования
+ свобода преподавания
+ право на творческую инициативу
+ право на участие в экспериментальной и международной деятельности

6. Право на образование закреплено как право человека:
+ как на национальном, так и на международном уровнях
Только на национальном уровне
Только на международном уровне

7. Согласно какой статье Конституции РФ «каждый имеет право на образование»?
Ст. 18
+ ст. 43
Ст. 4
Ст. 27

8. Укажите, что из ниже перечисленного представляет собой ключевые элементы образования РФ (согласно законодательству):
+ образовательные программы различного вида, уровня и /или направленности
+ организации, осуществляющие образовательную деятельность
+ педагогические работники
+ обучающиеся
+ родители обучающихся
+ организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности

9. Что включает в себя образовательная программа?
+ учебный план
+ календарный учебный график
Смену учебного процесса
+ рабочие программы учебных процессов, курсов, дисциплин

10. Образовательная организация – это:
+ некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана
+ Юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности
Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение

11. Основные общеобразовательные программы – это:
+ образовательные программы дошкольного образования
+ образовательные начального общего образования
+ образовательные программы основного общего образования
+ образовательные программы среднего общего образования
образовательные программы высшего образования
образовательные программы среднего профессионального образования
образовательные программы начального профессионального образования

12. Образовательные программы среднего профессионального образования – это:
+ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
+ программы подготовки специалистов среднего звена
Образовательные программы начального общего образования
Образовательные программы основного общего образования

13. Образовательные программы высшего образования включает в себя:
+ программы бакалавриата
+ программы специалитета
+ программы магистратуры
+ программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре

14. Дополнительные профессиональные программы включают в себя:
+ программы повышения квалификации
+ программы профессиональной переподготовки
Программы повышения квалификации рабочих, служащих
Программы переподготовки рабочих, служащих
#Педкампус#ответы#ОбразовательноеправоиФГОС

WVlnojtEltukf3eUr4iZ2OGLj43B8sCHDayJrSY3QkUgpO1NidWGdVDN2sBnvpt2UnoS5WHNybE3Vpg1QP7A5X30

Педкампусe29da4общая педагогикаf09f988e2020 f09fa4a9
1. Педагогический процесс включает в себя:
+ продукты
+ предмет
+ духовные средства
+ объекты

2. Метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников называется:
тестирование
+ анкетирование
ассессмент
наблюдение

3. Что из нижеперечисленного разрабатывает способы управления системами образования и образовательными учреждениями?
+ педагогический менеджмент
методика преподавания
методология педагогики
общая педагогика

6. Педагогическая теория представляет собой:
+ комплекс обобщенных знаний и идей, истолковывающих и объясняющих образование (воспитание и обучение)
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании (воспитании, обучении), которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений
совокупность обобщенных знаний и идей, истолковывающих и научно объясняющих процессы, происходящие во время обучения
совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне исключительно теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений

7. Что не включает в себя основной этап педагогического процесса?
постановка и разъяснение целей и задач
+ проектирование
вычленение ошибок
+ целеполагание

8. Что из нижеперечисленных изучает методы и методику педагогических исследований?
коррекционная педагогика
история педагогики
+ методология педагогики
сравнительная педагогика

9. Что из нижеперечисленного разрабатывает проблемы воспитания и обучения людей с отклонениями от нормы?
+ коррекционная педагогика
дидактика
педагогическая компаративистика
общая педагогика

11. Что не включает в себя заключительный этап педагогического процесса?
+ планирование развития процесса
+ создание благоприятных условий
вычленение ошибок
выявление возникших отклонений

12. Что из нижеперечисленного воплощает в себе педагогические ценности и идеалы, традиции образования, знания и представления о его значении, месте и роли в жизни общества и человека, о целях, путях, способах и средствах воспитания и обучения о природе педагогического процесса, его структуре, закономерностях и тенденциях развития?
педагогическая теория
педагогическая деятельность
+ педагогическая культура
педагогическая история

13. Что из перечисленного ниже изучает теорию педагогического процесса, его возможность, необходимость и пути организации?
педагогическая компаративистика
методология педагогики
история педагогики
+ общая педагогика

14. Совокупность формирующихся в обществе идей, представлений, знаний об образовании, воспитании, обучении, которые существуют на уровне обыденного и теоретического сознания в рамках различных мировоззренческих, идеологических и научных построений называется:
педагогическая практика
педагогическая теория
педагогические принципы
+ педагогическая мысль
#Педкампус#отв

Источник

Планируемые результаты изучения курса «Индивидуальный проект»

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:

– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

– о новейших разработках в области науки и технологий;

– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);

– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);

– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;

– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;

– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;

– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

— развитие личности обучающихся средствами предлагаемого для изучения учебного предмета, курса: развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок, развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению;

— овладение систематическими знаниями и приобретение опыта осуществления целесообразной и результативной деятельности;

— развитие способности к непрерывному самообразованию, овладению ключевыми компетентностями, составляющими основу умения: самостоятельному приобретению и интеграции знаний, коммуникации и сотрудничеству, эффективному решению (разрешению) проблем, осознанному использованию информационных и коммуникационных технологий, самоорганизации и саморегуляции;

— обеспечение академической мобильности и (или) возможности поддерживать избранное направление образования;

— обеспечение профессиональной ориентации обучающихся

-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

-умение структурировать знания;

-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Логические общеучебные умения и навыки

— Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей.

— Выявление различий при сравнении объектов.

— Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).

— Классификация объектов множества по некоторому основанию.

Подведение объектов под известные понятия.

— Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.

— Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.

— Определение причинно-следственной зависимости.

— Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).

— Приведение контрпримеров для неверных утверждений.

— Формулирование выводов по результатам анализа.

— Формулирование утверждения в форме условного предложения.

— Формулирование утверждения, обратного данному.

— Формулирование утверждения, противоположного данному.

— Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.

— Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.

— Моделирование и построение эскизов будущего проекта.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу

— Четкое и правильное осознание цели своей работы.

— Составление плана своей работы (достижения цели).

— Разработка режима дня.

— Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.

— Контроль за правильностью результата работы.

— Оценка правильности выполнения задания.

— Самооценка уровня овладения учебным материалом.

— Умение работы с текстом

— Постановка вопросов к прочитанному тексту.

— Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.

— Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.

— Разбивка текста на смысловые части.

— Составление плана текста.

Информационно-библиографические умения и навыки

-Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.

— Нахождение в учебнике ответов к задачам.

— Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.

Культура устной и письменной речи

— Выступление с докладом на заданную тему

— Рецензирование текста или выступления.

— Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.

— Описание рисунка или картины.

— Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.

— Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.

— Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.

— Написание отзыва на прочитанный текст.

Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе. Индивидуальный проект покажет все те навыки, которыми овладел старшеклассник за все года школьного обучения.

По своей сути предмет является также и подготовкой к институту. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности.

Учащиеся учатся самостоятельно:

-определять и формулировать задачу;

-планировать свою работу;

-обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым);

-искать необходимую информацию;

-применять коммуникативные способности;

-организовывать работу других людей;

-к нужному сроку доводить работу до запланированного результата.

Содержание элективного курса «Индивидуальный проект»

Модуль 1. КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 Что такое проект и почему реализация проекта —это сложно, но интересно

Основные понятия: проект, технологические, социальные, экономические, волонтёрские, организационные, смешанные.

Источники дополнительной информации

1. Алексеем Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление /Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.

2. Громыко К). В. Проектирование и программирование развития образования / К). В. Громыко. — М.: Московская академия развития образования, 1996.

3. Леонтович А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев; под ред.А. В. Леоитовича. — М.: ВАКО, 2014.

4. Краснов С. И. Введение в проектную деятельность: гуманитарный подход / С. И. Краснов, Р. Г. Каменский. — М., 2005.

Задание Вспомните и найдите дополнительную информацию об интересных реализованных проектах в любой сфере деятельности. Поясните, почему вы относите предъявляемый пример к проекту.

1.2 Учимся анализировать проекты

1.3 Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего

Основные понятия: проектирование

1.4 Сто двадцать лет на службе стране: проект П. А. Столыпина

1.5 Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности

Основные понятия: Проектно- конструкторская деятельность, конструирование, технические проекты

Источники дополнительной информации

1. Дитрих Я. Проектирование и конструирование. Системный подход / Я. Дитрих. — М.: Мир, 1981.

2. Ендогур А. И. Конструкция самолётов. Конструирование агрегатом планера / А. И. Ендогур. — М.: Изд-во МАИ, 2012.

1.6 Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём

Основные понятия: Социальное проектирование

Источники дополнительной информации

1. Курбатов В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007.

2. Луков В. А. Социальное проектирование / В. А. Луков. —3-е изд., перераб. и доп. — М.: Флинта, 2003.

1. Найдите материал с описанием (упоминанием, ссылкой) разработки социальных проектов.

2. Приведите пример влияния технического проекта на социальную сторону жизни людей.

3. Выделите и сформулируйте собственные критерии отнесения приведённых вами примеров

1.7 Волонтёрские проекты и сообщества

Основные понятия: Волонтёрские проекты: социально-культурные, информационно-консультативные, экологические

Источники дополнительной информации

2. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/).

3. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy).

Сайт организации «Добровольцы России» (https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info).

Волонтёрский педагогический отряд (http://www.ruy.ru/organization/activities/).

Ассоциация волонтёрских центров (АВЦ) (https://добровольцыроссии.рф/ organizations /7/ info ).

1.8 Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца »

Источники дополнительной информации

Андреева Т. В. Досуг как форма социокультурной реабилитации инвалидов / Т. В. Андреева // Отечественный журнал социальной работы. 2009. — № 1. — С. 74—77.

Староверова М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова и др.; под ред. М. С. Староверовой. — М.: Владос, 2014.

Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011.

1.9 Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов

Основные понятия: Компьютерное моделирование, математическое моделирование

Источники дополнительной информации

1. Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ иновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт, 2011.

3. Разработка программной оболочки для работы на ученических компьютерах ( http://mgk.olimpiada.ru/work/12516/ request/20357/).

1.10 Исследование как элемент проекта и как тип деятельности

Основные понятия: Исследование, задача, цель, объект, предмет, субъект и метод исследования, гипотеза

Источники дополнительной информации

2. Как был открыт закон Архимеда? (https://scienceland.info/phys ics 7/archimedes-principle3)

3. Перельман Я. И. Весёлые задачи. Две сотни головоломок / Я. И. Перельман. — М.: Аванта+, 2013 .

Модуль 2. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

2.1 Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности

Основные понятия: Глобальные проблемы

Источники дополнительной информации

2. Rischard J. F. High Noon: Twenty global problems, Twenty yearsto solve them / J. F. Rischard. — Basic Books, 2003.

2.2 Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом

2.3 Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?

Источники дополнительной информации

2.4 Знакомимся с проектными движениями

Источники дополнительной информации

2. Всероссийский конкурс научно-технологических проектов ( https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about ).

2.5 Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования

Основные понятия: Лидер проекта, соисполнитель проекта, вопросы исследования, актуальность проблемы исследования

Источники дополнительной информации

Актуальность темы исследования проекта ( http://obuchonok.ru/aktualnost )

Модуль 3. ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА.

3.1 Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования

Основные понятия: Проблема, позиция, профессиональная позиция

Источники дополнительной информации

2. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема» / Ю. В. Громыко. —М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998.

3. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

3.2 Формулирование цели проекта

Основные понятия: цель, формулирование цели

Источники дополнительной информации

1. Большой энциклопедический словарь ( http://slovari.299.ru ).

3. Жилинская А. В. Анализ трудностей целеполагания у старших подростков / А. В. Жилинская // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». — 2010. — № 2 (www.psyedu.ru).

4. Тихомиров О. К. Понятия «цель» и «целеобразование» в психологии / О. К. Тихомиров // Психологические механизмы целеобразования. — М.: Наука, 1977.

3.3 Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта

Основные понятия: Задача, результат

Источники дополнительной информации

Устиловская А. А. Метапредмет «Задача» / А. А. Устиловская. — М.: НИИ Инновационных стратегий развития общего образования, Пушкинский институт, 2011.

3.4 Роль акции в реализации проектов

Основные понятия: Акция

Источник дополнительной информации

3.5 Ресурсы и бюджет проекта

Основные понятия: Ресурс, бюджет

Источник дополнительной информации

Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014.

3.6 Поиск недостающей информации

Основные понятия: Информационный ресурс, конспект, тезисы, реферат, аннотация, рецензия.

Источники дополнительной информации

1. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание»: Учебное пособие для учащихся старших классов / Н. В. Громыко. — М.: Пушкинский институт, 2001.

Содержание программы «Индивидуальный проект» 11 класс.

Модуль 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Планирование действий- шаг за шагом по пути реализации проекта

Основные понятия: Планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель

Источники дополнительной информации

Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе / В. С. Лазарев // Вопросы образования. — 2015. — № 3.

Источники финансирования проекта

Основные понятия: Кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.

Источники дополнительной информации

Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете (http:// startupnetwork.ru/startups/).

4.3 Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника

Источники дополнительной информации

Акопова Э. С. Молодёжные переговорные площадки — социальная и образовательная технология / [Э. С. Акопова и др.]. — М.: Голден Би, 2007.

4.4 Модели управления проектами

Основные понятия: Контрольная точка, ленточная диаграмма (карта Ганта), дорожная карта

Источники дополнительной информации

Борщ за 40 минут (как планировать жизнь, используя диаграмму Ганта) ( https://megaplan.ru/letters/borsch-za-40-minut ).

Модуль 5. ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

5.1 Переход от замысла к реализации проекта

Основные понятия: Жизненный цикл проекта, жизненный цикл изделия, рефлексия

Источники дополнительной информации

Основные понятия: Риск, факторы риска

5.3 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика»

Основные понятия: Стартап

Предлагаем познакомиться с вариантом разработки проекта, влияющего на улучшение экологической ситуации, с точки зрения проработанности самого замысла и его реализуемости.

Источники дополнительной информации

1. Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/mini-pererabotka-plastika).

3. Определение понятия «стартап-компания» (http://digest.at.ini/

5.4 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».

Сравнение проектных замыслов

Источники дополнительной информации

1. Семин И. И. Превратим мусор в ресурс: рассказ о том, как красивые лозунги могут стать реальностью / И. И. Семин, С. В. Лобов // Северо-Западный округ — стратегическая инициатива: интеграция науки, промышленности и образования. — М.: Пушкинский институт, 2006. — С. 92—94.

2. Западный округ — стратегическая инициатива: интеграция науки, промышленности и образования / Под. ред. Н. В. Громыко. — М.: Пушкинский институт, 2006.

3. Бекман И. Н. Обратные технологии (http://profbeckman.narod.ru/Eko3i.htm).

5.5 Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение

Основные понятия: Краеведческий проект

Источники дополнительной информации

Проект «Краеведческая карта Ямало-Ненецкого Автономного округа» (https://www.rgo.ru/ru/yamal/proekty/sledopyty-russkogo-geograficheskogo-obshchestva-molodezhnye-proekty/kraevedcheskaya)

Модуль 6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

6.1 Позиция эксперта

Основные понятия: Предварительная защита, эксперт.

Источники дополнительной информации

6.2 Критерии анализа и оценивания проектной работы

Основные понятия: Эксперт, Предварительная оценка работы, критерии оценивания

Источники дополнительной информации

6.3 Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя»

Источники дополнительной информации

Описание металлоискателя (http:// mgk.olimpiada.ru/work/4127/request/19096/).

6.4 Оценка начального этапа исследования

Источники дополнительной информации

Модуль 7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЕКТА

7.1 Технология как мост от идеи к продукту

Основные понятия: Изобретение, технология, технологические долины, агротехнологии

Источники дополнительной информации

1. Московская школьница изобрела насос для сбора масляных пятен в море (https:/(mir24.tv/news/16288042/moskovskaya-shkolnica-izobrela-nasos-dlya-sbora-maslyanyh-pyaten-v-more).

2. Рейхан Джамалова — школьница, изобретательница (https://www.kommersant.ru/doc/3570140).

З. «Удмуртия заряжает»: семь студенческих проектов получат поддержку властей региона (https://udrnurt.media/news/obshchestvo/33516/).

4. ООН: население Земли к 2050 г. превысит 9,8 млрд человек (http://tass.ru/obschestvo/4357817).

5. Учёные Бурятии разработали уникальную установку по утилизации отходов (https://gazeta-n1.ru/news/51880/).

6. Приложения, которые помогают спланировать свой сад (https://www.growveg.со m /).

7. Будущее сельского хозяйства (http://www.economist.com/. technology-guarterly/2016-06-09/factory-fresh; https://hightech.fm/ 2016/06/28/the_future_of_agriculture).

8. Семь программ для планировки посадок на участке/ Органическое земледелие (9.

9. Сад и огород для ленивых — отличный урожай без регулярного ухода (https://vsadu.ru/post/sad-ogorod-dlya-leniuh-planirovanieorganizaciya.html).https://rodovid.me/permaculture/7-programm-dlyaplanirovki-posadok-na-uchastke.html).

7.2 Видим за проектом инфраструктуру

Основные понятия: Инфраструктура, базовый процесс, вспомогательные процессы.

Источники дополнительной информации

1. Вступительное слово Д. А. Медведева на заседании Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию 15.10.2008 (http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/1748).

7.3 Опросы как эффективный инструмент проектирования

Основные понятия: Социологический опрос, генеральная совокупность, интервью, анкетирование, интернет-опрос, выборка респондентов, ошибка выборки, анкета

Источники дополнительной информации

1. Проведение опросов (http://anketolog.ru).

2. Федеральная служба государственной статистики (http://www. gks.ru/).

3. Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru).

7.4 Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов

Основные понятия: Таргетированная реклама, реклама по бартеру

Источники дополнительной информации

Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlyamontazha-video).

7.5 Использование видеороликов в продвижении проекта

Занятие 1. Идея. Замысел. Тема. Сценарий

Занятие 2. Съёмка. Крупность планов. Ракурс. Панорама

7.6 Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности

Основные понятия: Презентация, растровое изображение, векторная графика

Модуль 8. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРОЕКТА

8.1 Публичная защита результатов проектной деятельности

Основные понятия: Публичная защита результатов проектной деятельности, выступление, речь.

8.2 Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях.

Рефлексия проектной деятельности

Основные понятия: Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях. Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов.

Тематическое планирование 10 класс (35 ч)

Модуль 1. КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ

1.1 Что такое проект и почему реализация проекта —это сложно, но интересно

Задание: Вспомните и найдите дополнительную информацию об интересных реализованных проектах в любой сфере деятельности. Поясните, почему вы относите предъявляемый пример к проекту.

1.2 Учимся анализировать проекты

Проекты в современном мире проектирования.

1. Объединитесь в группы по четыре—шесть человек.

2. Разберите и проанализируйте подобранные и представленные одноклассниками материалы о различных проектах с точки зрения того, как каждый проект задумывался, как был реализован, к каким результатам привёл (в том числе неожиданным или нежелательным).

3. Выберите наиболее интересный и наиболее спорный варианты и обсудите их со всем классом.

4. Запишите те положения и тезисы из обсуждаемых сообщений, которые вызывают сомнения с точки зрения понимания сущности проекта. На следующих занятиях и в процессе выполнения и обсуждения самостоятельных заданий вы сможете прояснить для себя спорные вопросы.

1.3 Выдвижение проектной идеи как формирование образа будущего

Цели, задачи проектирования в современном мире, проблемы.

Задание: На основании имеющихся данных нужно представить существующий пока ещё только в воображении объект и на основании этого выстроить последовательность действий, с помощью которых нужный результат должен быть достигнут.

1.4 Сто двадцать лет на службе стране: проект П. А. Столыпина

Проект П.А. Столыпина Строительство транссибирской железнодорожной магистрали

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста.

1.5 Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности

Базовые процессы разработки проекта и работы, выполняемые в рамках этих процессов. Расчет календарного графика проектной деятельности. Эскизы и модели, макеты проектов, оформлением курсовых работ.

1. Попробуйте самостоятельно выделить элементы, характеризующие конструирование как вид деятельности:

• продукт, получающийся в результате процедуры и производимых ею преобразований;

• исходный материал, из которого этот продукт производят;

• действия, приложенные к материалу (этапы осуществления деятельности);

• используемые орудия и средства;

• знания, необходимые для осуществления этой деятельности;

• субъекта-индивида, осуществляющего конструирование;

• внутренние средства и способности, необходимые для осуществления действий.

2. Найдите материал с описанием разработки и реализации технических проектов разного масштаба.

3. Приведите пример влияния технического проекта на социальную (социокультурную) сторону жизни людей.

4. Какие современные идеи в сфере технического проектирования будут влиять на социальную сторону жизни людей в ближайшем и отдалённом будущем? Выскажите собственное мнение и аргументируйте его.

1.6 Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живём

Социальный проект, как и технический, подразумевает создание нестандартных, нетривиальных способов решения проблемы.

1. Найдите материал с описанием (упоминанием, ссылкой) разработки социальных проектов.

2. Приведите пример влияния технического проекта на социальную сторону жизни людей.

3. Выделите и сформулируйте собственные критерии отнесения приведённых вами примеров

1.7 Волонтёрские проекты и сообщества

Волонтёрские проекты: социально-культурные, информационно-консультативные, экологические

1. Ознакомьтесь с примерами волонтёрских проектов на указанных в источниках дополнительной информации сайтах. Обсудите эти проекты в группах.

2. Внесите свои предложения с точки зрения возможных иных средств решения упомянутых в тексте проблем. Возможно, что вы переформулируете саму проблему и цель.

1.8 Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца»

Социальный проект «Дети одного Солнца»

1. Выразите своё отношение к представленному описанию проекта с учётом имеющихся у вас знаний о проектировании и проекте.

2. Что из приведённого описания разработки и реализации замысла вы считаете наиболее значимым? Для кого?

3.Что вы могли бы предложить в продолжение осуществлённой работы?

4. Могут ли быть предложены иные варианты решения упомянутой проблемы?

1.9 Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов

Компьютерное моделирование, математическое моделирование. IT-проекты со школьниками

Подумайте, приведите примеры и предложите свои идеи для использования IT- технологий в разных перспективных сферах деятельности

1.10 Исследование как элемент проекта и как тип деятельности

Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

1. Используя дополнительные источники информации и ваш личный опыт, приведите по два-три примера фундаментальных, прикладных, монодисциплинарных и междисциплинарных исследований.

2. Вы наверняка слышали о многих нерешённых глобальных проблемах, стоящих перед человечеством. Какую проблемную ситуацию для реализации проекта, которая требует в том числе проведения исследования, вы бы выбрали, будь у вас неограниченные ресурсы?

Обоснуйте как можно полнее ваш выбор.

3. Выделите в вашей теме проекта ту проблемную ситуацию, которая нуждается в исследовании.

Модуль 2. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

2.1 Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности

Глобальные проблемы человечества

Подумайте и назовите область деятельности, в которой вам бы хотелось попробовать свои силы: транспорт, медицина, организация здравоохранения, связь, энергетика, искусство, законодательство и право, строительство, здоровое питание, качественное и интересное образование, финансы, военное дело и др. (по выбору). Запишите выбранную область деятельности и объясните свой выбор. (Задание можно выполнить индивидуально или в группе.)

2.2 Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом

Глобальные проблемы человечества

Подумайте и запишите, что бы вы хотели поменять в жизни окружающих людей, знакомых, определённых групп для улучшения качества их жизни. Подумайте, в чём должны произойти изменения и как будет выглядеть новая ситуация. Запишите свои предположения.

2.3 Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию?

Глобальные проблемы человечества

Подумайте и назовите проблемы, решение которых вам бы хотелось предложить при условии нахождения единомышленников среди сверстников и взрослых, а также при наличии консультирующих экспертов. Проблемы могут носить глобальный характер или же быть значимыми только для вас и вашего окружения. Обоснуйте свой выбор. Предположите, чья помощь может вам понадобиться (максимально полно).

2.4 Знакомимся с проектными движениями

Проектные движения. Проектное движение молодежи России. Научно- технологические проекты. Проектное движение «Реактор». Школьный кубок Преактум.

1. Расскажите, что вы знаете о существующих в настоящее время проектах и проводимых исследованиях разного масштаба.

2. Найдите в Интернете информацию о существующих конкурсах проектных и исследовательских работ. К каким из них вам хотелось бы присоединиться со своими идеями, предложениями по усовершенствованию и т. д.? Оформите свой ответ в виде таблицы.

2.5 Первичное самоопределение. Обоснование актуальности темы для проекта или исследования

Модуль 3. ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА

3.1 Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования

Успешная реализация проекта и необходимые позиции для реализации данного проекта:

2) проектировщик: он разрабатывает замысел (определённая сложность состоит в реализации замысла, и здесь потребуется хороший организатор);

3) конструктор (для проекта с технической составляющей);

6) представитель власти (президент / премьер / правительство /губернатор / мэр).

1. Исходя из своего видения реализации выбранного проекта, определите свою деятельностную позицию (или позиции) в этом проекте. Какие знания понадобятся вам как представителю данной позиции?

2. Определите, какие аспекты рассмотрения вам понадобятся /для разработки и реализации своего проекта (исследования): исторический, технический, географический, экономический, социальный (социокультурный). Обоснуйте своё решение.

3. Подумайте, какие ещё, помимо указанных в тексте занятия, могут быть причины неудачного внедрения такого вида транспорта, как экранопланы.

3.2 Формулирование цели проекта

Цель, формулирование цели. Личное, собственное отношение к проблемной

1. Исходя из своего видения реализации выбранного проекта, определите свою деятельностную позицию (или позиции) в этом проекте. Какие знания понадобятся вам как представителю данной позиции?

2. Определите, какие аспекты рассмотрения вам понадобятся /для разработки и реализации своего проекта (исследования): исторический, технический, географический, экономический, социальный (социокультурный). Обоснуйте своё решение.

3. Подумайте, какие ещё, помимо указанных в тексте занятия, могут быть причины неудачного внедрения такого вида транспорта, как экранопланы.

3.3 Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта

Иерархическая цепочка: тема работы — проблема (замысел) — цель — задачи. Ответы на этот вопрос: «Что необходимо сделать, чтобы достичь цели работы?» начинаются со слов: выявить, доказать, измерить, изучить, исследовать, найти, обобщить, описать, определить, показать, предложить, проанализировать, провести, разработать, рассмотреть, создать, составить, сравнить, узнать, установить и т. п.

Зафиксировать соотношение проблемы, цели, задач и ожидаемого результата в любой удобной для вас форме: схеме, рисунке, таблице.

Обсудите получившийся у вас вариант смысловой структуры с одноклассниками, мнение которых вам интересно, и с руководителем проекта или исследования.

3.4 Роль акции в реализации проектов

Акции. Волонтёрские и благотворительные инициативы — помощи пожилым и одиноким людям, тяжело больным детям.

1. Чем проект отличается от акции? Приведите примеры известных вам акций.

2. Подумайте и разработайте акцию в рамках вашего проекта, которая может помочь в решении определённых задач.

3.5 Ресурсы и бюджет проекта

Бюджет проекта. Группы ресурсов: собственные и привлечённые. Собственные – трудовые (физические и интеллектуальные) ресурсы.

1. Выясните, какие ресурсы могут вам понадобиться для реализации вашего проекта.

2. Определите, каких ресурсов вам не хватает для реализации вашего проекта. Зафиксируйте разрыв между целью проекта и имеющимися возможностями его реализации.

3. Проанализируйте, какими знаниями для реализации своего проекта вы уже владеете, а каких знаний вам не хватает, в помощи каких экспертов вы нуждаетесь.

3.6 Поиск недостающей информации

Рассмотрение текста с точки зрения его структуры. Виды переработки чужого текста. Логика действий и последовательность шагов при планировании индивидуального проекта. Использование информационного ресурса, т. е. источников информации,

1. Составьте варианты поисковых запросов на интересующую вас тему в Интернете и в библиотеке.

2. Постарайтесь классифицировать полученные данные по степени важности (приоритетности) для последующей проработки: какими источниками заниматься в первую очередь, во вторую и т. п.

3. Выделите информацию, не содержащую противоречий и неподлежащую сомнению.

4. Обобщите данные, которые трактуются неоднозначно, на которые существуют противоречивые точки зрения.

5. Определите, на какие фундаментальные знания вы опираетесь при проверке данных в первую очередь.

6. Составьте архив нужных файлов.

Модуль 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

4.1 Планирование действий- шаг за шагом по пути реализации проекта

Планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель Анализ текста «Экспедиция Нансена на Северный полюс»

1. Составьте примерный план своего проекта. Самый простой
вариант плана может выглядеть таким образом:

Сроки начала и окончания работы

2. Предложите собственный вариант плана и его оформления.

4.2 Источники финансирования проекта

Кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг.

1. Выберите для проектов А, В, С, D все подходящие (возможные) варианты финансирования и снабжения ресурсами из вариантов от 1 до 14.

Проект А. Формирование экспозиции для музея быта и нравов наших предков в родном городе (населённом пункте).

Проект В. Организация фермы при детском доме творчества (культурном городском, сельском центре и т. п.) по разведению под руководством преподавателей биологии эндемических для данной территории видов животных, которые, по мнению экспертов, при неблагоприятном развитии ситуации могут оказаться под угрозой критического снижения численности.

Проект С. Тематическое оформление комплекса новостройки: стенопись на хозяйственных постройках (гаражный комплекс, трансформаторные будки), флористическое и дендрологические посадки.

Проект D. Создание конструкции для постоянной переправы жителей и транспорта через водное препятствие, разделяющее две части населённого пункта.

1) Личные средства участников проекта.

2) Средства общественных организаций — объединений по интересам: союзов любителей географии, филателистов, собаководов и т. д.

3) Профессиональные общественные организации (союзы художников, архитекторов, биологов и пр.).

4) Источники «Зf» (family, friends, fools — семья, друзья, простаки).

5) Инвестиции бизнес-ангелов.

7) Благотворительные фонды — осуществляют финансирование безвозмездно (не путайте со спонсорством, которое является финансированием той или иной деятельности с целью получения какой-либо выгоды либо в обмен на рекламу).

8) Банковские кредиты.

10) Средства местных и/или региональных бюджетов.

11) Фонд Джеральда Даррела — международная благотворительная природоохранная организация, носящая имя великого натуралиста и писателя.

12) Средства вузов, предназначенные для проектно-исследовательской деятельности и совместных программ с организациями общего образования.

13) Венчурные фонды — аккумулируют капиталы частных инвесторов и размещают собранные средства в проекты на начальном этапе их развития и становления (стартапы).

14) Прибыль — собственный источник финансирования (для коммерческих проектов).

2. На основании задания 1 выберите для собственного проекта:

а) все подходящие варианты финансирования;

б) просто возможные варианты финансирования.

4.3 Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника

Проект как многостороннее (полифокусное) дело. Проектная команда. Качества и компетенции личности

1. Подумайте и скажите, какую функцию вы хотели бы выполнять в своей проектной команде. (Не ограничивайтесь приведёнными выше примерами.)

2. Какие задачи проекта по достижению цели уже решены вами, а какие пока не удалось решить? В чём заключается их сложность?

Кого вы хотели бы привлечь к решению этих задач?

Кого вы видите в качестве возможного сторонника вашего проекта, чьей поддержкой вы хотели бы заручиться?

4.4 Модели управления проектами

Дорожная карта проекта. Основный аспекты дорожной карты:

• указание цели проекта;

• последовательность мероприятий с перечнем ответственных лиц;

• периоды времени, необходимые для выполнения мероприятий;

• требования к основным процессам;

• контрольные точки, в которых осуществляется проверка исполнения и предоставление отчётов о выполненных мероприятиях или проекта в целом;

• возможные альтернативные варианты реализации проекта.

Составьте план, включающий те конкретные действия, которые вы собираетесь предпринять в вашем собственном проекте, сроки осуществления, исполнителей, ресурсы.

Модуль 5. ТРУДНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

5.1 Переход от замысла к реализации проекта

1. На каком этапе жизненного цикла находится ваш проект?

2. Перечислите и опишите кратко те конкретные действия, которые вы предприняли (или собираетесь предпринять в ближайшее время) в вашем проекте.

Насколько результаты ваших действий совпали с ожиданиями?

Нужна ли некоторая корректировка для продолжения реализации вашего замысла проекта? Если да, то какая?

Какое из осуществлённых или планируемых действий вызывает у вас наибольшую трудность? Понятен ли вам самим способ, которым вы действовали?

Есть ли способ (вариант) преодолеть затруднение по-другому?

Риск, факторы риска, фиаско. Виды риска: социальный, экологический, конструкторский, технологический, финансовый

Установите соответствие между риском и его описанием на примере проекта экологической защиты зелёных насаждений (создания птичьего поселения в рукотворных жилищах: скворечниках, дуплянках и т. п.).

5.3 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика»

Стартап. Проект «Завод по переработке пластика»

Задания для работы в классе:

1. Объединитесь в группы по шесть-семь человек и задайте все вопросы, по которым вам хотелось бы получить уточнения для понимания значимости, реализуемости, перспективности и других характеристик предъявленного проекта.

2. Выделите и зафиксируйте все позиции (активно действующие лица и группы), необходимые для реализации этого проектного предложения.

3. Сформулируйте перечень задач, которые потребуется решить при доработке проекта.

4. Обменяйтесь результатами работы всех групп и обсудите их в классе. Определите время для выступления каждой группы. Повторяющиеся тезисы и предложения постарайтесь исключить, но зафиксируйте наиболее часто звучащие мнения (в виде своеобразного рейтинга).

5. К концу занятия сформируйте несколько рабочих групп по тем основаниям, которые были предложены во время выступлений (например, заинтересованные в решении проблемы субъекты, технико-технологические задачи, финансы и т. д.).

Соберите всю возможную и необходимую информацию по представленной проблеме и предложите варианты доработки проект определённой позиции рассмотрения (см. п. 5).

5.4 Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс».

Сравнение проектных замыслов

Проблема переработки мусора

1. Определите, какой этап жизненного цикла продукта (изделия) оказался не предусмотрен или не выполнен в проекте «Завод по переработке пластика».

2. Сопоставьте ход работы над проектом школьников «Превратим мусор в ресурс» с идеей «Завод по переработке пластика», а также с тем, как работали вы. На какие содержательные и организационные решения вы вышли, а какие остались за кадром?

3. Какие идеи по решению поставленной проблемы, которых не было в приведённом проекте, появились у вас? Со времени разработки упомянутого выше проекта прошло уже несколько лет, и вполне вероятно, что с тех пор появились новые научно-технические, законодательные, технологические решения, которые можно использовать.

5.5 Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение

Вспомните свой отдых и назовите те услуги и соответственно затраты, которые оказались не включёнными в список, составленный автором проекта из Башкортостана, но необходимыми в описанных условиях (оцените величину дополнительных расходов).

Подсказка. Вряд ли, к примеру, отдыхающие согласятся с «удобствами во дворе» или будут спать на сеновале либо в собственных спальных мешках в маркетинговой части бизнес-плана в числе потенциальных туристов не значатся любители экстремального туризма. Следовательно, издержки на привычный уровень комфорта должны уменьшить финальный финансовый результат.

а) ценовая стратегия;

б) установление цены туристского продукта;

в) жизненный цикл туристского продукта;

г) ценовая политика.

2. Чем больше численность группы, тем

а) выше стоимость тура в расчёте на одного человека;

б) ниже стоимость тура в расчёте на одного человека;

в) реже или чаще осуществляются туры;

г) численность группы не влияет на стоимость тура в расчёте на одного человека.

З. В себестоимость турпродукта не включается стоимость

б) экскурсионного обслуживания;

г) организации питания;

д) страхования специфических страховых рисков.

Модуль 6. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА

ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

6.1 Позиция эксперта

Назначение предварительной защиты. Работа специалиста (эксперта)

1. Из предложенного списка выберите группы людей, мнение которых должно быть учтено при работе над проектом или интересы которых непосредственно затронуты вашим проектом, и попробуйте расставить их по местам (1, 2, 3 и далее) в зависимости от значимости, т. е. проранжируйте.

Местные жители, родители и близкие, учителя, администраций школы, потенциальные потребители из неопределённого круга (например, покупатели), специалисты по проблеме, администрация органов власти, общественность в лице некоммерческих организаций или средств массовой информации (в том числе соцсети).

2. Готовясь к презентации проекта, примените метод подстановки: представьте себя на месте эксперта и взглядом со стороны оцените сильные и слабые стороны собственного проекта. На основе этой работы придумайте несколько каверзных вопросов по теме и материалу проекта и подготовьте спокойные аргументированные ответы.

6.2 Критерии анализа и оценивания проектной работы

Участие эксперта на этапе предварительной защиты. Анализ проектной работы в соответствии с общими критериями. Предварительная оценка проектной работы. Программа «Антиплагиат».

1. Проанализируйте свою работу с точки зрения соответствия общим критериям, которые позволяют оценить проектную работу и частично исследование

2. Установите степень соответствия по каждому из представленных критериев (соответствует полностью, соответствует частично, слабо соответствует, не соответствует вообще)

6.3 Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя»

Проект «Разработка портативного металлоискателя»

Выскажи своё мнение по ключевым элементам описания проекта: проблема, тема, цель, задачи, средства, план, результат – и по другим характеристикам, которые вы увидели и оценили их значимость в работе.

6.4 Оценка начального этапа исследования

Проект «Исследование смывов естественно загрязнённых поверхностей в общественных местах микробиологическими методами».

1. Проанализируйте представленный текст с точки зрения основных элементов исследовательской деятельности: актуальности, гипотезы, цели, задач, предмета и объекта исследования, гипотезы, метода и методики исследования.

2. Какие из приведённых комментариев эксперта представляются вам наиболее значимыми и полезными? Какие вопросы эксперту вы бы задали, будь у вас такая возможность?

Модуль 7. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЕКТА

7.1 Технология как мост от идеи к продукту

Вспомните или найдите примеры изобретений, которые не были сразу реализованы по ряду причин (укажите эти причины). Что способствовало возрождению интереса к этим изобретениям и как удалось воплотить первоначально выдвинутую изобретательскую, проектно-конструкторскую идею?

Выделите основные ресурсы, служащие для производства продовольствия, а также факторы, ограничивающие возможности их использования.

Определите все возможные позитивные эффекты вертикальной фермы, включая все варианты экономии ресурсов, и заполните в тетради таблицу.

Вопросы для дискуссии.

1) Какие из приведённых технологий в современной сфере производства продуктов питания вам кажутся наиболее перспективными для внедрения в России, а какие нет? Почему?

2) Что вы знаете о генетической модификации сельскохозяйственных организмов? Обоснуйте свою позицию по отношению к использованию этого метода.

Попробуйте встать на позицию ваших оппонентов и приведите все возможные доводы против неё. Проанализируйте, что лежит в основе каждой позиции: научно доказанные факты, недостаток информации, слухи или специально распространяемая дезинформация.

3) Насколько перспективно развитие органического земледелия, т. е. получения сельхозпродукции при минимальном использовании химических удобрений, гербицидов, пестицидов, регуляторов роста растений, кормовых добавок и т. п.? Что необходимо для реализации этого направления?

7.2 Видим за проектом инфраструктуру

Инфраструктура, базовый процесс, вспомогательные процессы.

1. Отметьте на географической карте основные центры текстильного производства в дореволюционной России: Москву, Иваново, Тверь, Санкт-Петербург, Кострому, Ярославль, Шую, Орехово-Зуево, Серпухов.

Предложите варианты ответа на вопрос, какие инфраструктурные элементы (имеющиеся на физической карте): а) являются общими для этих городов; б) предопределили расположение текстильных производств именно в этих местах.

2. Объясните, почему 75 % российского производства алюминия приходится на заводы, расположенные в одной части Сибири (отметьте на карте Братский, Красноярский, Иркутский, Саянский заводы), в то время как в пределах нескольких сотен километров поблизости нет месторождений исходного сырья — бокситов и мало мощностей для производства полуфабриката — глинозёма. Какой важнейший элемент инфраструктуры заставил выбрать эту часть Сибири и возить сюда глинозём вначале из Казахстана и Украины, а впоследствии — даже из Австралии?

Подсказка: размещение глинозёмных комбинатов определяется близостью к месторождениям сырья: бокситов и нефелинов, их выгоднее перерабатывать на месте, чем перевозить массу породы. В производстве алюминия более 75 % по стоимости занимает электроэнергия, так как на получение 1 т алюминия требуется 16— 18 тыс. кВт • ч.

3. Опишите школьную инфраструктуру как совокупность обслуживающих подсистем: жизнеобеспечения (то, что в быту называется ЖКХ), снабженческой, информационной и управленческой. Выделите те из них, которые могут быть использованы для вашего проекта (для выполнения этого задания нужно составить схематичное описание инфраструктуры объекта).

4. Обсудите в мини-группах, что можно считать социальной инфраструктурой вашей школы и окружающего микрорайона, и предложите на всеобщее обсуждение по одному-два проекта от группы.

7.3 Опросы как эффективный инструмент проектирования

Социологический опрос, генеральная совокупность, интервью, анкетирование, интернет-опрос, выборка респондентов, ошибка выборки, анкета

Предлагаем потренироваться в разработке и проведении опроса.

1. Подумайте и представьте тему собственного социологического исследования, она должна быть интересной для изучения лично вам и быть социально значимой. После того как определите тему, подумайте над проблемой исследования. Постановка проблемы социологического исследования очень важна, она является выражением необходимости изучения какой-либо области жизни в целях оказания активного воздействия на ситуацию для разрешения тех или иных социальных противоречий.

2. Определите объект и предмет исследования, укажите его цель и задачи. Это поможет правильно определить концепцию исследования и круг людей, которые будут отвечать на вопросы. Объектом исследования может быть та или иная сфера социальной действительности, а также какая-либо конкретная социальная общность или группа. Это может быть возрастная группа (молодёжь), студенчество, население города или семья, медики или учителя, работники промышленных предприятий или предприниматели и т. п. В качестве предмета исследования рассматриваются стороны объекта, подлежащие исследованию, а также те его свойства, которые в наибольшей степени отражают интересующую исследователя социальную проблему и противоречия, в ней скрывающиеся.

3. Для того чтобы провести системный анализ объекта исследования и сформулировать логически правильное направление исследования, нужно уметь моделировать гипотезы. Сформулируйте четыре гипотезы для вашего социологического исследования. Гипотеза в социологическом исследовании должна отвечать ряду требований:

— соответствовать современным научным представлениям, проверенным фактам и не противоречить им, если они доказаны. Вполне допустимо (а иногда даже желательно), если новая гипотеза противоречит старым теориям, основываясь на новых фактах;

— соотноситься с проблемой и целью исследования;

— должна существовать возможность проверки гипотезы в процессе исследования при помощи методик, имеющихся в распоряжении или специально разработанных исследователем, и полученных фактических данных;

— не должна быть внутренне противоречивой с точки зрения логического анализа.

4. Найдите генеральную совокупность собственного социологического исследования, исходя из выбранного объекта и предмета исследования, как если б вы проводили всероссийское исследование. Данные для генеральной совокупности должны быть достоверными и актуальными. Информацию для конструирования генеральной совокупности можно получить на сайте Федеральной службы государственной статистики или на сайте Управления Федеральной службы государственной статистики по конкретному региону. Далее необходимо разбить генеральную совокупность по требуемым характеристикам, например по полу, возрасту и географическому положению. Если нужны будут другие характеристики, укажите их.

5. Составьте анкету. Анкета включает вводную часть (приветствие), основные вопросы по теме исследования (могут быть открытыми или закрытыми) и вопросы, по которым вы конструировали генеральную совокупность (обычно включают социально-демографические показатели: пол, возраст, место проживания, занятость и уровень материального обеспечения и ставятся в конце анкеты).

6. Проведите пилотажное исследование (в нём могут принимать участие до 100 человек) с помощью составленной анкеты. Обратите внимание, что даже в ходе пилотажного исследования не стоит сильно отклоняться от характеристик генеральной совокупности. Проанализируйте данные, полученные в ходе исследования, а также подтвердите или опровергните гипотезы, которые вы выдвинули в начале исследования.

7. Используйте свою анкету для проведения интернет-опроса. Для этого существуют разные интернет-панели, которые позволяют находить и опрашивать респондентов, например: anketolog.ru, surveymonkey.ru, www.testograf.ru, survio.com, GoogleForms, simpoll.ru и др. Обратите внимание, что привлекать к опросу респондентов можно через социальные сети и рассылку сообщений по электронной почте.

7.4 Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов

Таргетированная реклама, реклама по бартеру

1. Создайте сообщество, заинтересованное в реализации вашего проекта и поддерживающее его. Придумайте для него легко запоминающуюся гиперссылку и уникальный хештег. Опишите цель проекта, это поможет потенциальным подписчикам быстро сориентироваться и понять, совпадает ли проект с их интересами.

2. Оформите и разместите 10 записей на стене группы о своём проекте с картинками, видео, ссылками, популярными хештегами по теме, а также с личным хештегом. Создайте и разместите опрос по теме проекта. Напишите текст рекламного объявления. Можно сделать рекламу в виде картинки, ГИФ-анимации или короткого видео. Объявление должно быть коротким, ёмким, интересным. Эта реклама будет продвигать ваш проект в социальных сетях.

3. Пригласите в созданное сообщество тех из своих друзей, кто сможет поддержать проект, кому это будет интересно.

4. Продвигайте проект сделайте его известным для максимально большего количества людей. Как это можно сделать:

а) При наличии некоторого бюджета, пусть даже и небольшого, можно оплатить размещение вашей рекламы в крупных сообществах. Рассмотрим на примере рекламной площадки «ВКонтакте».

б) Продвигайте свой проект бесплатно — это займёт несколько больше времени. В разделе «Группы», в «Поиске сообществ» укажите критерии: страну, город и ключевое слово для поиска («добрые дела», «животные» или «волонтёры»). Найдя в списке подходящую группу, напишите администраторам группы с просьбой разместить ваше сообщение о проекте.

7.5 Использование видеороликов в продвижении проекта

Создание видеороликов. Идея. Замысел. Тема. Сценарий. Съёмка. Крупность планов. Ракурс. Панорама. Монтаж

Занятие 1. Идея. Замысел. Тема. Сценарий.

1. Выберите тему для будущего сценария. Соберите необходимую информацию и на её основе составьте сценарий продолжительностью 3—5 мин.

2. Сделайте таблицу на три колонки. Сценарий разбейте на логически завершённые абзацы и поместите их в левую часть таблицы. В средней части, напротив каждого абзаца, впишите, что намереваетесь снять. В левой части — крупность того, что снимаете. Таким образом, у вас получится упрощённый вариант режиссёрского сценария.

3. Перед началом работы обязательно съездите на место будущей съёмки и ознакомьтесь с объектами съёмки, иначе вы не сможете заполнить режиссёрский сценарий.

4. Начитайте текст сценария на диктофон и измерьте его продолжительность (хронометраж).

Занятие 2. Съёмка. Крупность планов. Ракурс. Панорама

Потренируйтесь дома снимать любой объект в разных масштабах и с разных ракурсов. Рекомендуется следующее упражнение: смотрите на любой объект (принтер, цветок в горшке и т. д.) и подмечайте, как и с какой точки вы на него смотрите, чтобы лучше рассмотреть, на какой детали фокусируется ваш взгляд. Затем воспроизведите цепочку своих взглядов, только с включённой камерой. Полученная последовательность планов должна сложиться в монтажную фразу.

Установите на смартфоне и ПК любую монтажную программу, изучите её возможности. Прежде чем работать с большим объёмом видеоданных, потренируйтесь на двух- трёх планах. Сложите из них монтажную фразу, наложите спецэффект, выберите наиболее приглянувшийся эффект для «перехода2 между планами.

7.6 Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности

Презентация, растровое изображение, векторная графика. Основные требования к оформления презентации

Подготовьте заключительную презентацию или видеоролик по итогам двухлетней работы

Модуль 8. ПРЕЗЕНТАЦИЯ И ЗАЩИТА ПРОЕКТА

8.1 Публичная защита результатов проектной деятельности

Защита проекта Речь для выступление

Подготовьте своё выступление и наглядный способ предъявления работы (чертежи, схемы, видео, мультимедиа, рабочую модель, макет и т. д.). Помните, что сообщение длительностью более десяти минут воспринимается сложно, поэтому нужно потренироваться выступать перед зеркалом, друзьями либо родителями, фиксируя время выступления. На самой защите будьте открыты к вопросам слушателей, отвечайте чётко и с достоинством, не волнуйтесь и не раздражайтесь, если вас не поняли или поняли неправильно.

8.2 Рефлексия проектной деятельности. Индивидуальный прогресс в компетенциях.

Экспертиза действий и движения в проекте. Индивидуальный прогресс. Стандартизация и сертификация. Защита интересов проектантов.

Половкова М. В., Носов А. В., Половкова Т. В., Майса М. В. /Индивидуальный проект. 10—11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/— М.: Просвещение, 2019. с.-160

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Биографии известных людей
Adblock
detector