яйцеживорождение у некоторых видов ящериц возникло как приспособление к жизни в условиях

Зачем тропическим ящерицам живорождение?

Некоторые змеи и ящерицы, вместо того чтобы откладывать яйца, рожают живых детёнышей. Они удерживают оплодотворённые и сформировавшиеся яйца в яйцеводах, где потомство и появляется на свет. Долгое время считалось, что так самка защищает детей от переохлаждения. Но вместе с таким объяснением тут же возник следующий вопрос, на который зоологи не могли ответить последние тридцать лет: зачем в таком яйцеживорождение тропическим видам, которые живут там, где никакое переохлаждение потомству не грозит?

Ответ на него дали эволюционные исследования, проведённые в Университете Аризоны (США). Зоологи сосредоточились на ящерицах семейства Phrynosomatidae. Эта группа привлекла внимание потому, что фринозоматиды распространены в самых разных климатических зонах, от Канады до Центральной Америки. Среди фринозоматид яйцеживорождение появлялось несколько раз, и учёные попытались понять, как связаны между собой живородящие виды, кто из них и когда появился на эволюционном древе. Родословную ящериц совместили с геоклиматическими данными, включавшими информацию о том, в какой зоне жили рептилии и какая температура держится тут во время их размножения.

Яйцеживорождение возникало в эволюции у Phrynosomatidae шесть раз, и сейчас таким способом размножаются 40 видов. Однако, к удивлению зоологов, изначально эта способность появлялась не у тех ящериц, что жили в умеренных зонах, а у видов из низких, тропических широт, правда, селящихся на возвышенностях. То есть яйцеживорождение не было ответом на холодный климат — просто яйцеживородящие ящерицы перешли из тропиков в умеренные пояса.

Что же до тропических видов, то тем, что обитали на равнинах, не было никаких причин развивать у себя живорождение — у них и так всегда тепло. А вот тропические ящерицы, которые жили повыше, часто сталкивались с относительно низкими температурами. Смешивание горных и равнинных видов привело к тому, что эволюция яйцеживорождения затормозилась, и потому ящерицы с тропических гор до сих пор лучше приспособлены к такому способу размножения, нежели виды из умеренных климатических областей, которые образовались от смешивания горных и равнинных видов.

Правда, среди ящериц-фризономатид есть два живородящих вида, которые живут на равнине. Но они произошли от предков, обитавших в горах и успевших перейти от откладывания яиц к яйцеживорождению.

До сих пор речь шла только о семействе Phrynosomatidae, однако вполне возможно, что таким образом яйцеживорождение могло появиться и у других групп ящериц, а также у змей. Правда, по мнению Дэвида Резника из Калифорнийского университета в Риверсайде (США), эта работа заставляет задуматься и о других причинах, которые могли, так сказать, навести эволюцию рептилий на мысль о живорождении: к примеру, такой способ размножения мог появиться в ответ на необходимость лучше защищать потомство от хищников.

Источник

Яйцеживорождение

200px Nerodia rhombifer2

magnify clip

Яйцеживорождение — способ воспроизводства потомства у животных, сочетающий признаки живорождения и яйцерождения. При нём самка животного не откладывает яйца или икру, а вынашивает их внутри себя. Детёныши покидают яйцевую оболочку ещё в теле матери и после этого рождаются.

Главным отличием яйцеживородящих животных от плацентарных живородящих является то, что в первом случае зародыш питается главным образом за счёт веществ, содержащихся в желтке яйца и отделён от обмена веществ в материнском организме (тем не менее связь с материнским организмом возможна). У живородящих животных зародыш кормится напрямую за счёт материнского организма.

Яйцеживорождение возникло у некоторых видов ящериц как приспособление к жизни в условиях умеренного климата. Высшие млекопитающие (плацентарные) являются единственной крупной таксономической группой, у которых развита практика прямого живорождения. Все остальные виды, рождающие своих детёнышей живыми, являются яйцеживородящими. Исключения составляют лишь большинство кархаринообразных акул (включая акулу-молот) и онихофоры.

См. также

Ссылки

48px Question book 4.svg

Полезное

Смотреть что такое «Яйцеживорождение» в других словарях:

яйцеживорождение — яйцеживорождение … Орфографический словарь-справочник

ЯЙЦЕЖИВОРОЖДЕНИЕ — ЯЙЦЕЖИВОРОЖДЕНИЕ, способ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОТОМСТВА ЖИВОТНЫМИ, при котором оплодотворенные женские яйца развиваются и затем вылупливаются в ЯЙЦЕВОДЕ матери. В отличие от ЖИВОРОЖДЕНИЯ, во время развития плода при яй цеживорождении ЗИГОТА не… … Научно-технический энциклопедический словарь

ЯЙЦЕЖИВОРОЖДЕНИЕ — способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш полностью развивается в яйце, находящемся в теле матери, но освобождается от яйцевых оболочек после откладки яйца. Свойственно некоторым тлям, клещам, ряду пресмыкающихся и др … Большой Энциклопедический словарь

ЯЙЦЕЖИВОРОЖДЕНИЕ — способ воспроизведения потомства животными, при к ром зародыш развивается в теле матери и часто освобождается от яйцевых оболочек до откладки яйца. При Я. зародыш не получает дополнит, питат. веществ от магери. Я. свойственно: из беспозвоночных,… … Биологический энциклопедический словарь

яйцеживорождение — Способ размножения, при котором зародыш освобождается от яйцевых оболочек в теле матери, хотя не получает от нее дополнительных питательных веществ; Я. свойственно некоторым насекомым, хрящевым рыбам и пресмыкающимся. [Арефьев В.А., Лисовенко Л.А … Справочник технического переводчика

яйцеживорождение — способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш полностью развивается в яйце, находящемся в теле матери, но освобождается от яйцевых оболочек после откладки яйца. Свойственно некоторым тлям, клещам, ряду пресмыкающихся и др. * * * … Энциклопедический словарь

яйцеживорождение — ovoviviparity яйцеживорождение. Cпособ размножения, при котором зародыш освобождается от яйцевых оболочек в теле матери, хотя не получает от нее дополнительных питательных веществ; Я. свойственно некоторым насекомым, хрящевым рыбам и… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

яйцеживорождение — ЭМБРИОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ ЯЙЦЕЖИВОРОЖДЕНИЕ – способ размножения у животных, при котором зародыш развивается в теле матери, но не получает от нее питательных веществ. Выход из зародышевых оболочек происходит в половых путях самки. Например, гадюки,… … Общая эмбриология: Терминологический словарь

Яйцеживорождение — способ воспроизведения потомства животными, при котором зародыш развивается в теле матери, но освобождается от яйцевых оболочек только после откладки яйца. При Я. зародыш не получает дополнительных питательных веществ от матери. Я.… … Большая советская энциклопедия

ЯЙЦЕЖИВОРОЖДЕНИЕ — способ воспроизведения потомства животными, при к ром зародыш полностью развивается в яйце, находящемся в теле матери, но освобождается от лицевых оболочек после откладки яйца. Свойственно нек рым тлям, клещам, ряду пресмыкающихся и др … Естествознание. Энциклопедический словарь

Источник

Яйцеживорождение у некоторых видов ящериц возникло как приспособление к жизни в условиях

Кожа сухая (отсутствуют железы), покрыта роговой чешуей.

Сердце трехкамерное с неполной перегородкой. В желудочке происходит частичное смешивание крови.

Холоднокровные (температура тела зависит от температуры окружающей среды). В холодную погоду впадают в спячку.

Оплодотворение внутреннее (происходит внутри тела матери). Развитие прямое (личинка отсутствует), происходит внутри яйца, имеющего большой запас питательных веществ и покрытого кожистой (пергаментной) оболочкой. Оплодотворение и развитие, не связанное с водой, позволило пресмыкающимся стать первыми полностью наземными животными.

Яйцеживорождение (яйцо развивается внутри тела матери) является приспособлением некоторых змей и ящериц к жизни на севере.

Веки у змей и некоторых ящериц срослись и стали прозрачными.

Тесты

703-01. Верны ли суждения о признаках пресмыкающихся?
1. Тело пресмыкающихся покрыто тонкой голой кожей, выделяющей слизь.
2. У змей и некоторых ящериц веки срослись и стали прозрачными.

А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

703-02. Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, настоящие сухопутные животные, так как они
А) имеют две пары рычажных конечностей
Б) имеют развитую нервную систему
В) приспособлены к наземному размножению и развитию
Г) помимо кожного дыхания осуществляют лёгочное дыхание

703-03. У рыб и пресмыкающихся сходное строение имеет
А) скелет
Б) кровеносная система
В) пищеварительная система
Г) дыхательная система

703-04. Какая особенность обеспечивает способность пресмыкающихся размножаться на суше?
А) охрана потомства
Б) холоднокровность
В) строение яйца
Г) количество откладываемых яиц

703-05. Переход животных к размножению на суше стал возможен с появлением
А) бесполого способа размножения
Б) наружного оплодотворения
В) полового способа размножения
Г) внутреннего оплодотворения

703-06. Какие органы дыхания характерны для изображённого животного?
bio703pic2
А) жабры
Б) лёгкие
В) воздушные мешки
Г) трахеи

703-07. Древние пресмыкающиеся смогли окончательно перейти к наземно-воздушному образу жизни потому, что у них
А) появилась забота о потомстве
Б) клетки организма снабжались смешанной кровью
В) имелся внутренний костный скелет
Г) появилось внутреннее оплодотворение

703-08. Какая система органов пресмыкающихся изображена на рисунке?
bio703pic3
А) кровеносная
Б) дыхательная
В) пищеварительная
Г) нервная

703-09. Верны ли следующие суждения о пресмыкающихся?
1. Самки пресмыкающихся откладывают оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка.
2. Развитие пресмыкающихся происходит с превращением.

А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

703-10. Особенность строения кожи у пресмыкающихся состоит в
А) полном отсутствии кожных желёз
Б) наличии костной чешуи
В) присутствии слизистых желёз
Г) наличии потовых и сальных желёз

703-11. Живорождение у некоторых видов ящериц возникло как приспособление к жизни в
А) жарком климате
Б) дуплах деревьев
В) северных широтах
Г) водной среде

703-12. Какой из возникших признаков у предков пресмыкающихся позволил рептилиям полностью перейти к сухопутному образу жизни?
А) пятипалая конечность
Б) трехкамерное сердце
В) скорлупа у яйца
Г) костный скелет

703-13. Что характерно для изображенного на рисунке животного?
bio703pic4
А) жаберное дыхание
Б) размножение в воде
В) двухкамерное сердце
Г) непостоянная температура тела

703-14. В случае понижения температуры воздуха наземные пресмыкающиеся
А) начинают усиленно питаться
Б) мигрируют в более благоприятные области земли
В) не изменяют своего поведения
Г) временно впадают в спячку

703-15. Верны ли суждения о размножении пресмыкающихся?
1. Оплодотворение у пресмыкающихся наружное.
2. Личинки змей и ящериц не похожи на взрослых животных.

А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

703-16. Укажите, какие приспособления к размножению на суше возникли у пресмыкающихся в процессе эволюции.
А) наружное оплодотворение и небольшой запас питательных веществ в яйце
Б) внутреннее оплодотворение, большой запас питательных веществ и плотные оболочки в яйце
В) наружное оплодотворение, отсутствие плотной оболочки в яйце
Г) небольшой запас питательных веществ в яйце, внутреннее оплодотворение

703-17. Верны ли суждения о процессах жизнедеятельности пресмыкающихся?
1. Дыхание пресмыкающихся осуществляется с помощью кожи и лёгких.
2. В органы пресмыкающихся поступает кровь более богатая кислородом, чем у земноводных.

А) верно только 1
Б) верно только 2
В) верны оба суждения
Г) оба суждения неверны

703-18. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбца имеется взаимосвязь.

Целое Часть
Жук носорог Трахеи
Обыкновенный уж

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
А) лёгкие
Б) сердце
В) жабры
Г) кожа

703-19. Яйцеживорождение у некоторых видов ящериц возникло как приспособление к жизни в условиях
А) умеренного климата
Б) водной среды
В) жесткой конкуренции
Г) жаркого климата

Источник

Урок «Амфибии и рептилии. Удивительные встречи»

Автор: Чухрий Вера Васильевна. МОУ СОШ №9, г. Буй, Костромская область

Программа: В.В. Пасечник

Учебник: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Дрофа. Вертикаль.

Разделы: «Многообразие животных».

Можно использовать в разделах: «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных», «Индивидуальное развитие животных», «Биоценозы», «Закономерности размещения животных на Земле», «Животный мир и хозяйственная деятельность человека»,

Темы: «Класс Земноводные, или Амфибии», «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряды пресмыкающихся».

Можно использовать в темах: «Органы чувств», «Покровы тела», «Способы передвижения животных», « Способы размножения животных», «Развитие прямое; с превращениями. Периодизация и продолжительность жизни», «Естественные и искусственные биоценозы», «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза», «Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязи компонентов биоценоза, их приспособленность друг к другу», «Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных», «Воздействие человека на животных», «Законы России об охране животного мира. Система мониторинга»

Название работы: «Амфибии и рептилии. Удивительные встречи».

Цель: применение фотографий в системе уроков и в обобщающем уроке в конце учебного года.

Образовательная: изучить многообразие животных, индивидуальное развитие; эволюционное усложнение органов чувств, покровов тела; способы передвижения животных; цепи питания, приспособленность; воздействие человека на животных, их охрана. Научиться классифицировать.

Развивающая: сформировать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

Воспитательная: формировать чувство красоты окружающей природы, значимость организмов в природе и их охраны, уважение к живому.

ЛУУД: Продуктивное сотрудничество на уроке. Учебная мотивация, нацеленная на повышение своих знаний по теме урока. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

РУУД: Планировать способы решения задач. Определять конечную и промежуточные цели. Формулировать и удерживать учебную задачу. Составлять план последовательных действий. Ставить задачи в сотрудничестве с участниками урока.

ПУУД: Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Умение передавать информацию устно и письменно. Применение и представление информации, готового продукта. Умение оценивать информацию. Умение анализировать, обобщать, сравнивать. Классифицировать по заданным критериям, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. Строить рассуждение, доказательство, обоснование. Обобщать и давать определения понятиям. Делать выводы.

КУУД: Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства. Формировать биологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике. Адекватно оценивать своё поведение и окружающих.

Определять цели и задачи, функции участников, способы взаимодействий в группе, договариваться. Оказывать в сотрудничестве взаимопомощь, аргументировать свою позицию.

Оборудование: авторские фотографии

Место фотоохоты: г. Буй и Буйский район Костромской области.

Применение фотографий: на любом типе урока и во внеурочной деятельности.

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор подтипа Позвоночных»

1. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?

1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (хотя бы на одной из стадий жизни)
2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой.
3) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела.
4) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии).

2. Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде? Назовите не менее трех органов.

1) Боковая линия (определяет направление течения воды).
2) Глаза (определяют предметы на близком расстоянии).
3) Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.

3. В чем проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трех примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве?

1) птицы строят гнезда;
2) насиживают яйца и выводят птенцов;
3) выкармливают, защищают и обучают потомство;
4) безусловные рефлексы (инстинкты)

4. Какие особенности внешнего строения сформировались у птиц в связи с приспособлением к полёту? Укажите три особенности и их значение для полёта.

1. Обтекаемая форма тела уменьшает трение о воздух при полете.
2. Передние конечности превратились в крылья, с помощью них птица летает.
3. Маховые перья создают поверхность крыла, необходимую для полета. Покровные перья создают обтекаемую форму тела. Рулевые перья на хвосте обеспечивают маневренность при полете.

5. У жаб площадь газообмена в лёгких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через лёгкие? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоёма? Объясните, почему, несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.

1. У лягушек дополнительный газообмен происходит через влажную кожу.
2. У жаб легкие развиты лучше, чем у лягушек, а кожа сухая, бугристая, защищает организм от высыхания, в газообменне практически не участвует.
3. Низкий обмен веществ связан со слабым развитием легких и снабжением тела смешанной кровью (кровью с низкой концентрацией кислорода).

6. У некоторых пресмыкающихся в северных областях, например у обыкновенной гадюки, наблюдается яйцеживорождение. Объясните это явление. С чем связано такое приспособление? Почему у птиц, которые также размножаются яйцами, такое явление отсутствует? Дайте обоснованный ответ.

1. При работе мышц гадюки выделяется тепло, поэтому внутри тела гадюки теплее, чем снаружи, и развитие яиц идет быстрее. Это важно в северных областях, где короткое и недостаточно жаркое лето.
2. У птиц нет яйцеживорождения, поскольку ношение яйца с собой увеличивало бы их вес и мешало летать.

7. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырех признаков.

1) внутреннее оплодотворение, размножение, не связанное с водой;
2) особенности строения яйца (крупные, с запасом питательных веществ, покрытое плотной оболочкой);
3) роговой покров тела (кожа сухая, практически без желез);
4) только легочное дыхание;
5) в желудочке сердца неполная перегородка, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются лишь частично.

8. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Земноводные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Земноводные – первые позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу. (2) Большинство видов земноводных живет на суше, а размножается в воде. (3) В воде у взрослых земноводных осуществляется только кожное дыхание, а на суше – только легочное. (4) У взрослых земноводных в желудочке сердца кровь венозная, имеются два круга кровообращения. (5) Развитие земноводных происходит с превращением, для личинки на ранних стадиях развития характерна рыбообразная форма. (6) У бесхвостых земноводных внутреннее оплодотворение. (7) Тесная связь с водой, сходство с рыбами на ранних стадиях развития указывают на происхождение земноводных от древних рыб.

9. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

1) Днем в пустыне очень жарко.
2) Пресмыкающиеся, которые не контролируют температуру своего тела, рискуют перегреться. Ночной образ жизни позволяет им избежать перегрева.
3) Млекопитающие в жару должны испарять слишком много воды для поддержания постоянной температуры тела. Ночной образ жизни позволяет им избежать излишних потерь воды.
4) Ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и животные могут потреблять эту воду.

10. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

Зародыш кролика получает питательные вещества от матери через плаценту, поэтому ему не нужно хранить питательные вещества в яйце.

PwdP1XLren4

11. Назовите орган, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какую функцию он выполняет при движении рыбы в толще воды? Объясните принцип действия этого органа.

1) Вопросительным знаком обозначен плавательный пузырь.
2) Он выполняет гидростатическую функцию (делает плотность тела рыбы равной плотности воды).
3) При расширении плавательного пузыря плотность тела рыбы уменьшается, рыба становится легче воды и всплывает. При сжатии плавательного пузыря плотность тела рыбы увеличивается, рыба становится тяжелее воды и тонет.

12. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу в процессе эволюции? Укажите не менее четырех особенностей и их значение.

1) Легкие позволяют земноводным дышать на суше.
2) Трехкамерное сердце и легочный круг кровообращения позволяют земноводным доставлять больше кислорода к тканям.
3) Развитые конечности рычажного типа позволяют земноводным передвигаться по суше.
4) Подвижные веки и слезные железы позволяют им смачивать глаза на суше.
5) Слюнные железы позволяют им питаться сухой пищей.

13. У большинства млекопитающих кожа покрыта шерстью, а у птиц – перьями, предотвращающими излучение тепла. Какие особенности строения организма позволяют избежать его перегрева у зайцев, собак и птиц? Ответ поясните.

1) у зайцев длинные ушные раковины имеют не покрытую шерстью часть, через которую излучается тепло;
2) собаки высовывают язык и часто дышат, используя поверхность языка (и дыхательных путей) для охлаждения;
3) птиц от перегрева в полете защищают воздушные мешки, которые обеспечивают охлаждение внутренних органов

14. Какие особенности в строении скелета сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Приведите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.

1) кости тонкие, заполнены воздухом, что облегчает массу тела;
2) срастание многих костей в разных отделах обеспечивает компактность и прочность скелета (в кисти, позвоночнике, стопе);
3) грудина имеет киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, обеспечивающие движение крыльев;
4) отсутствие зубов в челюстях облегчает массу тела

15. По каким признакам крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся? Укажите не менее четырех признаков.

1) у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;
2) они дышат только кислородом воздуха с помощью ячеистых легких;
3) у водных черепах сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке (у крокодилов сердце четырехкамерное), по большому кругу течет смешанная кровь;
4) оплодотворение внутреннее, откладывают на суше яйца с большим запасом питательных веществ и плотными яйцевыми оболочками

16. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.

1) обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
2) осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих);
3) образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) при половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья)

17. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?

1) млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца;
2) зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце;
3) млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.

18. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее четырех функций.

1) обеспечивает газообмен через кожу
2) предохраняет кожу от иссушения
3) выполняет защитную функцию, выделяя специальные вещества (бактерицидные, ядовитые)
4) уменьшает трение при плавании

19. Какие особенности строения дыхательной, выделительной и половой систем сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Объясните их значение.

1) в дыхательной системе – наличие воздушных мешков, что позволяет насыщать легкие и кровь кислородом на вдохе и на выдохе, а также охлаждает тело в полете (уменьшает плотность тела);
2) в выделительной системе – отсутствие мочевого пузыря, что уменьшает массу тела;
3) в половой системе – функционирует только один яичник, второй недоразвит (предотвращает одновременное созревание двух яиц), что уменьшает массу тела

20. Ящерицы являются типичными обитателями пустынь. Благодаря каким особенностям внешнего строения, жизнедеятельности и поведения им удалось освоить столь малопригодные для жизни условия? Свой ответ аргументируйте.

1) сухая (без желез) кожа, покрытая роговой чешуей,
2) не испаряет воду и служит защитой от прямых солнечных лучей;
3) конечный продукт обмена белков – мочевая кислота;
4) малорастворима в воде, её выделение позволяет сохранить воду;
5) активны в прохладное время суток;
6) это позволяет сидеть в жаркое время в норе и не перегреваться

21. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.

1) отделы: передний (конечный), промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый;
2) развитие переднего мозга земноводных обусловило усложнение поведения в связи с выходом на сушу;
3) слабое развитие мозжечка земноводных связано с более простым характером движений на суше; у рыб мозжечок развит лучше, так как у них более сложный характер движения в воде ( в трехмерной среде)

23. Укажите производные кожи, которые имеются у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся. Приведите четыре производных кожи. Объясните их функции.

1) Потовые железы выделяют пот. С потом выделяются соли и мочевина; при испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют кожное сало. Оно смазывает кожу и волосы, делает их более эластичными и защищает от намокания.
3) Волосы служат для теплоизоляции, механической защиты кожи, обеспечивают окраску животного. Вибриссы служат для осязания.
4) Молочные железы выделяют молоко. Оно необходимо для выкармливания потомства.

24. Какие виды кожных желёз имеются у млекопитающих? Поясните, какие функции выполняют эти железы. Приведите четыре примера.

1) Потовые железы выделяют пот, который состоит из воды, солей и мочевины (выделительная функция). При испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют сало, которое смазывает кожу и волосы, придает им эластичность и защищает от намокания.
3) Молочные железы выделяют молоко, необходимое для выкармливания потомства.
4) Пахучие железы выделяют секреты, необходимые для химической сигнализации (привлекают половых партнеров, метят территорию, защищают от врагов).

25. Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение.

1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;
2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;
3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ.

26. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?

1) Линяют и обрастают густым мехом.
2) Впадают в спячку.
3) Мигрируют на другие территории.
4) Делают запас кормов и накапливают жир.

27. Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранить более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.

1) У пресмыкающихся легкие не имеют достаточной площади поверхности для газообмена (ячеистые легкие имеют меньшую площадь поверхности, чем губчатые (как у птиц) или альвеолярные (как у млекопитающих)) – из-за этого у пресмыкающихся происходит недостаточное насыщение крови кислородом.
2) Артериальная и венозная кровь смешиваются в сердце (у крокодилов – сразу после выхода из сердца), что не позволяет снабжать органы достаточным количеством кислорода.
3) У пресмыкающихся кожа покрыта роговыми чешуями, которые не позволяют эффективно удерживать тепло.

28. Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырех значений. Ответ поясните.

1) пуховые перья осуществляют теплоизоляцию тела, позволяют осваивать самые разнообразные территории с резкими перепадами температуры, насиживать потомство;
2) кроющие контурные перья обеспечивают обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
3) маховые и рулевые перья крыльев и хвоста образуют необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) ярко окрашенные контурные, кроющие и рулевые перья у самца важны в период размножения для привлечения самки; у самки (как правило) оперение невзрачное, которое помогает ей быть незаметной в период насиживания кладки

29. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пресмыкающиеся». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Большинство пресмыкающихся живёт на суше. (2) К представителям этого класса относят прыткую ящерицу, обыкновенную гадюку, гребенчатого тритона, болотную черепаху. (3) У пресмыкающихся наряду с лёгочным дыханием ещё сохраняется кожное дыхание. (4) В процессе дыхания воздух через глотку и гортань поступает непосредственно в лёгкие. (5) Размножение животных происходит, как правило, на суше, у них осуществляется внутреннее оплодотворение. (6) В яйце имеется большой запас питательных веществ, снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой или кожистой оболочкой. (7) Развитие происходит без превращения, вылупившееся животное морфологически сходно с родительскими особями.

1) 2 – гребенчатого тритона относят к земноводным;
2) 3 – у пресмыкающихся отсутствует кожное дыхание, есть только лёгочное;
3) 4 – воздух в лёгкие поступает из гортани через трахею и бронхи

G5CF73C0ero

30. Рассмотрите изображённые на рисунках А и Б дыхательные системы позвоночных животных. Назовите классы животных, фрагменты дыхательных систем которых изображены на соответствующих рисунках. Приведите морфологическое отличие фрагментов этих систем в названных Вами классах животных и объясните значение этого отличия.

1) А – Млекопитающие;
2) Б – Пресмыкающиеся;
3) лёгкие пресмыкающихся ячеистые;
4) лёгкие млекопитающих альвеолярные;
5) дыхательная поверхность (площадь газообмена) альвеолярных лёгких больше;
6) диффузия кислорода в кровь идёт эффективнее

31. Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Объясните значение этих изменений.

1) барабанная перепонка;
2) часть органа слуха (уха);
3) передаёт звуковые колебания в среднее ухо (на слуховую косточку);
4) защищает полость среднего уха;
5) появление среднего уха;
6) появление слуховой косточки (стремечка);
7) усиление колебаний (овального) окна улитки;
8) появление слуховой (евстахиевой) трубы;
9) выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой

32. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин. Ответ поясните.

1) откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей её от иссушения;
2) наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды;
3) развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание

NOnRcJ5ihjQ

33. К какому классу типа Хордовые и по какому признаку относят животное, череп которого изображен на рисунке? Какой трофический уровень в экосистеме занимает это животное и каков характер его питания? Ответ обоснуйте.

1) класс Млекопитающие, имеются дифференцированные зубы;
2) занимает третий и более высокий трофический уровень в экосистеме;
3) питается животной пищей, так как хорошо развиты клыки и хищные зубы

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Биографии известных людей
Adblock
detector