яйцо как символ вечной жизни

Яйцо пасхальное

Яйцо пас­халь­ное — тра­ди­ци­он­ный пас­халь­ный символ и вместе с тем цер­ковно-обря­до­вая пища, как пра­вило, потреб­ля­е­мая в дни пас­халь­ных тор­жеств. Дарить окра­шен­ные в крас­ный цвет яйца на Пасху — древ­ний хри­сти­ан­ский обычай.

Как пра­вильно дарить на Пасху яйца?

Тра­ди­ци­онно яйца дарят при трех­крат­ном пас­халь­ном цело­ва­нии и при­вет­ствии: Хри­стос вос­кресе! — при этом при­нято, чтобы при­вет­ству­е­мый отве­чал: Воис­тину Вос­кресе!

jajco pashalnoeСимвол Пасхи — крас­ное яйцо

Что сим­во­ли­зи­рует пас­халь­ное яйцо?

Яйцо служит сим­во­лом гроба и вместе с тем — сим­во­лом жизни. Окра­шен­ное крас­ной крас­кой, оно зна­ме­нует Вос­кре­се­ние Хри­стово и наше Искуп­ле­ние «дра­го­цен­ною Кровию Христа, как непо­роч­ного и чистого Агнца» ( 1Пет.1:18-19 ), воз­рож­де­ние веру­ю­щих во Христе. Помимо того, что крас­ный цвет ука­зы­вает на кровь Хри­стову, про­ли­тую на Кресте, он же зна­ме­нует цар­ское досто­ин­ство Спа­си­теля (на востоке в древ­но­сти крас­ный цвет счи­тался цар­ствен­ным). Кроме того, крас­ный цвет сим­во­ли­зи­рует пас­халь­ную радость и тор­же­ство. Таким обра­зом, даря друг другу яйца и при­вет­ствуя один дру­гого сло­вами «Хри­стос Вос­кресе!», пра­во­слав­ные испо­ве­дуют веру в Рас­пя­того и Вос­крес­шего, в тор­же­ство Жизни над смер­тью, победу Правды над злом. Пред­по­ла­га­ется, что помимо назван­ных причин первые хри­сти­ане кра­сили яйца в цвет крови не без наме­ре­ния под­ра­жать вет­хо­за­вет­ному пас­халь­ному обряду евреев, мазав­ших кровью жерт­вен­ных агнцев косяки и пере­кла­дины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избе­жа­ние пора­же­ния пер­вен­цев от Ангела-губи­теля) ( Исх.12:7 ).

На Руси в древ­ние вре­мена пас­халь­ному крас­ному яйцу при­да­ва­лось особое таин­ствен­ное зна­че­ние. Так, в одной рус­ской руко­писи XVI века скор­лупа упо­доб­ля­лась небу, внут­рен­няя пленка («плева») — обла­кам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состо­я­ние) — греху, а загу­сте­ние яйца сопо­став­ля­лось с истреб­ле­нием греха про­ли­тием жерт­вен­ной крови Христа и Вос­кре­се­нием Хри­сто­вым.

До хри­сти­ан­ства знало ли чело­ве­че­ство обычай кра­сить яйца?

Тра­ди­ция окра­ши­ва­ния яиц появи­лась задолго до хри­сти­ан­ства, в дале­кой древ­но­сти. В Африке най­дены укра­шен­ные резь­бой стра­у­си­ные яйца, воз­рас­том около 60 000 лет. Рас­пи­сан­ные стра­у­си­ные яйца, а также золо­тые и сереб­ря­ные, часто встре­ча­ются в захо­ро­не­ниях древ­них шуме­ров и егип­тян, дати­ру­е­мых вплоть до начала III тыся­че­ле­тия до Р. Х.

Когда, согласно пре­да­нию, в хри­сти­ан­стве заро­ди­лась тра­ди­ция кра­сить яйца на Пасху?

Хри­сти­ан­ская тра­ди­ция кра­сить яйца и дарить их друг другу на Пасху (при при­вет­ствии: Хри­стос Вос­кресе!) вос­хо­дит кор­нями к глу­бо­кой древ­но­сти. Пре­да­ние твердо свя­зы­вает эту тра­ди­цию с именем рав­ноап­о­столь­ной Марины Маг­да­лины, кото­рая, по Воз­не­се­нии Гос­под­нем, отпра­ви­лась в Рим, где встре­ти­лась с импе­ра­то­ром Тиве­рием, и про­по­ве­дала ему Бла­го­ве­стие. Утвер­жда­ется, что она начала свою про­по­ведь сло­вами «Хри­стос Вос­крес!» и пода­рила монарху крас­ное яйцо.

Какие цвета кроме крас­ного допу­стимы для пас­халь­ных яиц?

Со вре­ме­нем в прак­тике окра­ши­ва­ния пас­халь­ных яиц утвер­ди­лись другие цвета, напри­мер, голу­бой (синий), напо­ми­на­ю­щий о Цар­стве Небес­ном, или зеле­ный, сим­во­ли­зи­ру­ю­щий воз­рож­де­ние к вечной бла­жен­ной жизни (духов­ную весну).

В наше время цвет для окра­ши­ва­ния яиц нередко выби­ра­ется не исходя из его сим­во­ли­че­ского зна­че­ния, а на основе личных эсте­ти­че­ских пред­по­чте­ний, личной фан­та­зии. Отсюда и столь боль­шое коли­че­ство цветов, вплоть до непред­ска­зу­е­мых.

Здесь важно пом­нить: цвет пас­халь­ных яиц не должен быть тра­ур­ным, мрач­ным (ведь Пасха — вели­кий Празд­ник); кроме того, он не должен быть вызы­ва­ю­щим, вычур­ным.

Можно ли рас­пи­сы­вать пас­халь­ные яйца?

Это не явля­ется грехом. Разные народы в разной мере сохра­нили древ­нюю тра­ди­цию рос­писи пас­халь­ных яиц. В ста­рину даже суще­ство­вала особая тер­ми­но­ло­гия для обо­зна­че­ния раз­ли­чий между кра­ше­ными и рас­пи­сан­ными яйцами: кра­шенки — пол­но­стью окра­шен­ные яйца; писанки — яйца, рас­пи­сан­ные сюжет­ными и орна­мен­таль­ными узо­рами. Яйца, снаб­жен­ные узором в виде поло­сок, пятен и кра­пи­нок, име­но­ва­лись кра­пан­ками. При этом самым рас­про­стра­нен­ным спо­со­бом окра­ши­ва­ния яиц, пожа­луй, был и оста­ется способ с исполь­зо­ва­нием луко­вой шелухи.

Можно ли укра­шать пас­халь­ные яйца наклей­ками с ико­нами?

В насто­я­щее время для укра­ше­ния пас­халь­ных яиц исполь­зу­ются раз­но­об­раз­ные виды наклеек, тер­мопленка, зача­стую снаб­жен­ные изоб­ра­же­ни­ями Иисуса Христа, Бого­ро­дицы, Анге­лов, святых, храмов. Такая прак­тика нередко под­вер­га­ется кри­тике в совре­мен­ной пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике как про­фа­на­ция сакраль­ного, поскольку через непро­дол­жи­тель­ное время ука­зан­ным изоб­ра­же­ниям, скорее всего, пред­стоит стать частью быто­вого мусора. Необ­хо­димо учи­ты­вать: икона — не кар­тинка; это — хри­сти­ан­ская свя­тыня. И отно­ситься к ней сле­дует именно как к свя­тыне.

Как пра­вильно посту­пить со скор­лу­пой от освя­щен­ных яиц?

Неко­то­рые, опа­са­ясь про­гне­вать Бога, ста­ра­ются не выбра­сы­вать в мусор скор­лупу с освя­щен­ных яиц: либо сжи­гают ее, либо зака­пы­вают в землю. Такая прак­тика допу­стима, однако если яичная скор­лупа не просто окра­шена, а имеет нане­сен­ные изоб­ра­же­ния Бога или Его святых, встает вопрос: насколько уместно сжи­гать или зака­пы­вать в землю лики святых; неда­леко ли здесь до кощун­ства и свя­то­тат­ства.

Как самому освя­тить на Пасху яйца?

Источник

Символика яйца в дохристианской эпохе.

%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8

Начиная с глубокой древности яйцу придавали особое Магическое значение. Все мифологии мира хранят древние легенды, связанные с яйцом, как символом жизни, обновления и начала нового дня или года, источником всего существующего в этом мире.
В античных усыпальницах, могилах, в древних курганах, захоронениях дохристианской эпохи, археологи находят натуральные яйца, раскрашенные красной охрой, или яйца, выполненные из мрамора, глины, металла, камня.

%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B83

Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание и ещё яйцо — символ зарождения чего-то нового.

В индийских «Ведах» рассказывается о том, что бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела, что привело к делению их на касты. Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое, и связано с солнечным светом.

В Индии все птицы, несущие яйца, именуются «дважды рожденными», так как рождённый в яйце плод формируется и, проклёвывается, рождаясь во второй раз.

Древние египтяне каждую весну, во время разлива Нила, обменивались раскрашенными яйцами, и украшали ими свои храмы и святилища. В египетской мифологии яйцо представляет собой потенциальную возможности пробуждения жизни и является символом бессмертия. В яйце заключена великая тайна сотворения мира, и сохранения вечной жизни.

В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет. Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею. Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны и разрушения Трои.

%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5 %D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%B0

В легендах и мифах многих стран древнего востока рассказывается, что было время, когда во Вселенной везде царил хаос, а находился этот хаос в огромное яйце, в котором были скрыты все формы жизни. Скорлупу яйца согрел божественный огонь, и из яйца родился мифический творец Пану. Творец соединил невесомое Небо с твёрдой Землей, создал пространство, ветер, Солнце, Луну, облака, гром, молния. Благодаря Пану Солнце днём согревало землю, ночью светила Луна, родились все планеты и звезды.

%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%BE %D0%B8%D0%B7 Vulci %D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0 VII %D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0 %D0%B4%D0%BE %D0%BD.%D1%8D.

Этрусское яйцо из Vulci — VII век до н.э.

У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печёное или варёное яйцо. Этот обычай символически связывался римлянами с успешным началом нового дня и предвещал успех в новых делах.

Известно, что римляне позаимствовали у этрусков не только весь пантеон этрусских богов, но и многие обычаи, традиции, верования и суеверия.

В этрусских курганных усыпальницах в Тарквинии, Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието найдено большое количество фресок со сценами этрусской повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, спортивных состязаний.

На стенах многих этрусских гробниц изображены сцены погребального или поминального пиршества, посвящённого умершему. Во многих сценах пиршества можно увидеть, как один из пирующих передаёт другому яйцо — символ вечной жизни, и вечной надежды на воскрешение из мёртвых.

1 %D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B %D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%B8%D1%86

На фрагменте росписи стены из «Гробницы Львиц», мы видит сцену последнего пира и этруска, держащего в вытянутой руке яйцо — символ вечности, смерти и возрождения из мёртвых. Слева на фреске последнего пира есть ещё один символ жизни и смерти — это висящий на крюках пояс, аккуратно завязанный незамысловатым узлом.

%D1%8F%D0%B9%D1%86%D0%BE %D1%84%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0

На другой фреске из этрусской гробницы изображена пара молодых людей увлеченных беседой и угощениями, по лицу улыбающейся женщины видно, как ей нравится общение и любовная игра. Молодой этруск высоко поднял правую руку с яйцом, объявляя о главенстве смерти на своём последнем пиру.

1 %D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%80%D1%8B %D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B8
На центральной стене «Гробницы Авгуров» в Тарквиниях, относящейся к 530 году до н.э., по обе стороны запертой двери, изображены два авгура — ритуальных плакальщика, в позе скорби, с поднятой над головой рукой. Над головой одного из авгуров едва различима надпись «APA-STANA-SAR» — «Бог-Отец-стань-(моим)царём».

Обычай расписывания яиц очень древний. Известно, что в этрусских захоронениях-курганах археологи находили ритуально раскрашенные яца — символы воскрешения из мёртвых.

%D1%8F%D0%B8%D1%86%D0%B0 %D1%8D%D1%82%D1%80%D1%83%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2

Этрусское яйцо из Vulci — VII века до н.э.

Исследователь этрусской культуры Лиза Параб написала отдельную работу об использовании яиц страуса в ритуале погребального обряда этрусков.

В Этрурии обнаружены несколько различных методов окрашивания яиц, относящиеся к 7 веку до н.э.

Жареные на углях яйца, возможно, использовали для гадания, рассматривая образовавшиеся пятна и фигуры, гаруспики (жрецы) толковали и предсказывали. Раскрашенные вручную яйца клали в катафалк, рядом с умершим.

На некоторых яйцах, найденных в этрусских курганах, до сих пор хорошо виден простой рисунок росписи.

Рассмотрим Этрусское яйцо VII века до н.э., найденное в кургане Вулчи. Яйцо расписано вверху птицами небесными, парящими над земными травами, %D1%81%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8 %D0%97%D0%B0%D1%81%D0%B5%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5 %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5 %D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB %D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D0%B8 %D0%A2%D0%B5%D0%BB%D0%BE %D0%94%D1%83%D1%88%D0%B0 %D0%94%D1%83%D1%85 %D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C 1далее идёт ряд из ромбов, символов уже возделанного, но ещё не засеянного зерном поля — эти поля ждут своего Сеятеля, подателя жизни, Отца Небесного, Спасителя. Ниже мы видим изображения взявшихся за руки танцовщиц, исполняющих ритуальный этрусский танецхоровод.

Подобный ритуальный хоровод мы видим на печати из Махенджо-Даро, отображающей момент рождения Бога. Назывался этот танец KURAVAI — «куравай», символ индуистского понимания времени, как циклу времени, от рождения, жизни, и смерти. «Куравай» исполняли 7 танцовщиц, вращающихся по кругу, символизирующему круг времени, от рождения до смерти и снова возрождения. Помните детскую песенку «Коровай, коровай, кого хочешь выбирай…»%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0

В нижней части этрусского яйца VII века до н.э. нарисованы символы Великой богини Матери птица и рыбы.

Те же символы птицы и рыбы изображены на печати из 1 %D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F %D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%8C %D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE %D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 %D1%81 %D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8 %D0%BD%D0%B0 %D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5 7 %D0%B6%D1%91%D0%BD %D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%86 e1519723694501Махенджо-Даро над головой священной козы-кормилицы — антропоморфного воплощенияВеликой богини Матери.

Изображение рыбы в Махенджо-Даро и в Хараппе (Северная Индии) считалось символом Великой Матери. Свастические символы пришли на остров Крит в Минойскую цивилизацию вместе с индоевропейским народом, сохранившим религиозные традиции и обычаи древности.

В древней мифологии многих народов яйцо служило символом возрождения, появления весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, то есть служило символом таинственного перехода из небытия в бытие.

10

В Великой Руси имя и культ Ярила — представителя весеннего солнца, устраивали Ярилины игрища и простонародное гулянье, носящее, название «на Ярилову» с хороводами происходили, не в начале, а в конце весны, при проводах уходящей, умирающей весны. Само Ярилино игрище в старину повсеместно, заканчивалось обрядом погребения отживающего свой век, вместе с весною, бога Ярилы и подношением языческому истукану яйца, как символа воскрешения. В Ярилиных игрищах заложена идея кончины представителя весеннего плодородия, пробудившего всю природу к новой жизни после зимнего сна, а затем, с наступлением высшего солнцестояния, удаляющегося, умирающего.

В древних русских сказках о Кощее Бессмертном яйцо представляет собой тайное хранилище жизни и смерти и хранится под семью замками и печатями. Возможно, идея русской матрёшки, хранящей в себе великую тайну продолжения рода и появления новой жизни, родилась из округлого куриного яйца — символа новой жизни.

Для наших предков яйцо служило символом жизни, символом пробуждения жизни, начала нового дня, о приходе которого возвещает петух – символ пробуждающегося солнца. Петух часто украшал крышу деревянного дома, наряду с коньком тоже солнечным знаком, на коне солнце выплывает на небосвод, считали древние славяне.

0%D0%BC%D0%B2%D0%B0%D0%BB %D0%B3%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5 %D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%82%D1%8B %D0%A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%BA%D0%B0 III %D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE %D0%90%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B0 %D1%81%D0%B8%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%B3%D0%BE %D0%BD%D0%B0 %D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C %D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D1%81 %D0%B2 %D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%B0%D1%85.

Греческая монета Селевка-III, с Аполлоном сидящим на священном камне «омфалос» в Дельфах.

Ныне в Дельфах сохранились руины последнего из храмов Аполлона, построенного в 366 — 339 г.г. до н.э.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славянорусским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень. Имя известно и в славянской мифологии — Лель.

Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.

Гипербореец, потомок титанов, Аполлон перенёс в Дельфы и священный центр обитаемого мира, его символизировал мраморный валун в форме яйца Омфал, символически представляющий собой центр Мира — священную гору Меру.

svastikagenezisa

По древнему приданию, гора Меру была мировой осью, центром всего Космоса, вокруг неё вращались созвездие Большой и Малой Медведицы, Солнце, Луна, планеты и звезды.

Название камня Омфал в переводе с древнегреческого означает «Пуп Земли».

01 Omfal

В археологическом музее в Дельфах хранится этот мраморный валун Омфал. Весь валун покрыт выпуклым древним орнаментом, напоминающим изображение двойной Ваджры ведийского бога Индры.

01 vajra

В этрусском городе Тарквиния с его некрополем, состоящим из 6000 гробниц, датируемых 700-200 гг. до н.э., есть совсем простые надгробья вырезанные из камня в форме яйца.

00%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8 %D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F

00 %D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9 funerary urn 2

В городке Мардзаботто (итал. Marzabotto) — коммуна в Италии, располложенном в регионе Эмилия-Романья, административного центра Болонья, есть этрусские захоронения 8 века до нашей эры. Уникальное в своем роде, этрусское поселение Миса, на территории современного Марзаботто, сохраняет следы неолита, энеолита, находки датируются концом 3 тысячелетия до н.э. и началом 2 тысячелетия до н.э. На древних этрусских каменных гробницах и сегодня можно увидеть яйцо — тот самый символ жизни и возрождения из царства мёртвых.

Источник

Яйцо как символ вечной жизни

Один из первых религиозных символов, в зародыше которого заключено все, что когда-либо будет создано.

Яйцо использовали как идеограмму для обозначения эмбриона.

Вместилище всего сущего, яйцо содержит в себе зародыши жизни и движения, хотя и не обладает ни тем, ни другим; оно символизирует хаос, заключающий в себе семена всех вещей, которые остаются бесплодными до тех пор, пока Создатель не оплодотворит их своим дыханием, освободив тем самым от пут инертной материи.

Это Мировое Яйцо представляли в виде сферы, окружающей Землю, где и зародилась вселенская жизнь.

Непременный атрибут празднеств в честь весеннего и осеннего равноденствий. Прохождение солнца через эту фазу своего цикла считалось первопричиной и началом рождения всего сущего: в Ливии, Шотландии, Франции в этот день с вершины холма сбрасывали яйца, окрашенные в красный цвет (цвет жизни). Этот обычай, в свою очередь, произошел от ритуального жертвоприношения 25 марта, в день весеннего равноденствия, во время которого жрецы культа Митры разбрызгивали кровь жертвенного буйвола или быка,— позже ее заменила кровь агнца.

А яйцо, окрашенное в принятый в оккультных учениях цвет Солнца, символизирует весну Жизни и оплодотворяющую силу в их величайшей мощи.

Во многих космогонических учениях важную роль играет Космическое Яйцо. Зародыш всех явлений, а значит, и Вселенной, заключен в пещере; скорлупа яйца есть пространственные границы мира, а находящийся внутри зародыш (Золотой Эмбрион в Ведах) — символ неиссякаемого динамизма жизни в природе.

Иногда Космическое Яйцо раскалывается, и на свет появляется некое божественное существо, олицетворяющее собой антропоморфную жизнетворящую силу, демиурга, Всемогущего Живого, как его называет Каббала.

Божественное Яйцо заключает в себе гармоническую архитектуру мира. Небесный свод — это скорлупа, вода — белок, огонь — желток. Съедая яйцо, мы впитываем вместе с ним целый космос. Яичный желток сравнивали также с Солнцем, плавающим на эфирной поверхности небесного свода.

Рождение Мира из яйца, — это своеобразная мифическая версия, которую мы найдем во всем Древнем Мире — от Галлии до Японии, от Карфагена до Индонезии… Яйцо мира возникло из Хаоса, из небытия — как первичная основа возникновения раздельных частей неба и земли, воды и огня, гор и низин…

Как знак возрождения и воскресения, яйцо знаменовало собой победу Весны и Солнца в борьбе против зимы и ночи. Яйца находили в захоронениях доисторического периода — возможно, что хрупкая, но неуничтожимая скорлупа символизировала для наших пращуров бессмертие души… Яйцо находили в древнеегипетских захоронениях и в римских катакомбах, их приносили в жертву богам галлы и германцы.

В древних религиях Ближнего Востока символ творения, который стал прочно ассоциироваться с весенними праздниками обновления и возрождения и через это впоследствии с Пасхой.

В символизме Индии, Египта, Китая и Греции Космическое Яйцо, зародыш вселенной, внезапно взрывается. Будучи единым целым, оно, тем не менее, содержит все сущее и все потенциальные возможности в пространстве, ограниченном скорлупой. Изображения яйца как начала мира найдены в Египте, Финикии, Индии, Китае, Японии, Греции, Центральной Америке, на островах Фиджи и в Финляндии. Золотое яйцо символизирует Солнце.

Змей, окружающий яйцо, — это уроборос (см.).

Иносказательный смысл яйца предопределяется его многочисленными свойствами. Чаще всего оно белое, хрупкое, из него появляется новая жизнь, оно напоминает тестикулы (семенные яички). Возникновение мира из праяйца известно не только по орфическому мифу о творении, но и из полинезийских, японских, перуанских, индийских, финикийских, китайских, финских и славянских мифов о первоисточниках. Соответственно многие герои не были рождены, а вылупились из яиц, как, например, Правладыка (Южная Корея) и Кастор и Поллукс Диоскуры (из яйца, снесенного Ледой, которую оплодотворил Зевс под видом лебедя). Потенциально заключенная в яйце способность порождать новую жизнь ассоциируется с жизненной энергией, вследствие чего яйцо как символ играет видную роль в знахарстве и в культах плодородия. Яйцо применяется в погребальных обрядах как снедь, укрепляющая покойника на его пути в потусторонний мир. Солнце и Луна также часто ассоциируются с золотым и серебряным небесными яйцами. Вообще в яйце усматривается символ праизначального зародыша, из которого затем возникает мир. Как образная аллегория целостности, заключенной в оболочку скорлупы, яйцо олицетворяет первоначало предустановленного творения. Яйцо — предмет разнообразной символики, например, пасхальное яйцо — символ весны, признак восстающего от спячки к плодородию естества и аналогия указанного выше воскресения из мертвых.

Немногие из простых природных объектов имеют такое же очевидное, но все же глубокое значение. Огромно количество мифов и преданий, в которых фигурирует яйцо. Во многих мифах о сотворении мира, от Египта и Индии до Азии и Океании, космическое яйцо (иногда принесенное змеей, но чаще отложенное в океан гигантской птицей) придает форму хаосу, из него вылупляется солнце (золотой желток), разделенные небо и земля и возникает жизнь во всех ее формах, естественных и сверхъестественных. Миф о рождении мира легко преображается в символику возрождения. Ассоциирующееся с надеждой на приход весны

Символика сотворения мира усилена формой яйца и сексуальной противоречивостью его содержания.

В фольклоре всего мира яйцо — добрый знак, символизирующий удачу, богатство и здоровье. Волшебные серебряные и золотые яйца считались амулетами, защищающими от дракона.

Происхождение, бытие, совершенный микрокосм, универсальный символ тайны сотворения мира, возникновения жизни в первоначальной пустоте.

Космическое Яйцо (может изображаться также в виде сферы)

200px 00 00 194 000

Содержание

в Конго желток считают женским сердцем, белок — мужским семенем

В представлениях народности агни Берега Слоновой Кости яйцо связано с понятиями собственности и интимной близости и символизирует семью и ее единство.

Оно единственное в своем роде, и жизнь, содержащаяся в нем, совершенна, защищена и неуязвима для любого смертельного микроба^. Подобно ему, семья живет под опекой покровительствующих ей богов и различных лекарств профилактического и защитного действия, которые приобретают родители.

В шумеро-семитской мифологии Космическое Яйцо осуществило сотворение мира.

древнеегипетский бог плодородия Осирис, запрещавший есть яйца

Как вместилище зарождающейся жизни яйцо играет большую роль в представлении о начале мира. Согласно древнему мифу, первый бог возник из яйца, которое лежало в болотных зарослях. В «Книге Мертвых» говорится о «спрятанном» яйце «великого болтуна», причем неясно, о каком боге идет речь (возможно, это был бог земли Геб, а может быть, Амон).

Популярными были амулеты в форме яйца, с помощью которых люди хотели владеть силой находящегося в нем прабога. Такие амулеты давали умершим. Многозначительным является название внутреннего заключающего мумию гроба — «яйцо», в котором ждут входа в потусторонний мир.

Для древних египтян бог Пта был Отцом-Создателем, Великим Искусником. Здесь он изображен за гончарным кругом за изготовлением мирового яйца, содержащего его собственный дух. Далее он создал яйцо Солнца и яйцо Луны.

У египтян Космическое Яйцо, из которого вылупился бог Солнца-Ра, снесла Гусыня Нила: «Оно растет, и я расту; оно живет, и я живу». (Книга Мертвых). Змей Кнеф также произвел Космическое Яйцо изо рта, символизирующего Логос.

Яйцо Осириса, вместилище добра и зла, содержало в себе 12 белых пирамид, символов блага, и 12 черных пирамид, знаков несчастья, помещенных туда Тифоном.

В древнеегипетской Книге мертвых Космическое Яйцо именуется Сияющим Яйцом, снесенным небесной гусыней и высиженным ею на Востоке, и символизирует равноправное единство микрокосма и макрокосма в постоянно изменяющихся формах. Эта идея сходна с представлениями китайцев о инь и ян, чье постоянное движение порождает Дао,— в индуизме Сансара.

египтяне считали его сутью всего живого

бог плодородия и весеннего возрождения природы Дионис, изображавшийся с яйцом

по орфическому мифу о творении (чернокрылая ночь, соблазненная ветром, порождает яйцо, из которого вылупился Эрот (Фанес)

Согласно одной из версий известного древнегреческого мифа, Елена Троянская появилась из яйца, которое упало с Луны. В другом варианте, Леда, царица Спарты, родила два яйца, после того как в течение ночи она вступила в связь сначала с Зевсом, принявшим облик лебедя, а затем со своим мужем, простым смертным; из одного яйца появились Полидевк и Елена, из другого — Кастор и Клитемнестра.

В Греческом орфизме яйцо есть тайна жизни, творение, воскресение; оно окружено уроборосом. Диоскуры, рожденные из яйца Зевсом и Ледой, носят две половинки яйца как шапочки. Иногда яйцо изображается содержащим четыре элемента.

В гробницах Беотии были найдены статуэтки бога Диониса, держащего в ладони яйцо — как некое обещание возврата к жизни.

Яйцо Света в средиземноморских мифах это обычно небосвод, состоящий из семи сфер. Согласно мифу древних пелазгов, богиня Эвринома возникла из Хаоса, отделила море от неба, одиноко танцуя на волнах; великий Змей Офион, появившись из Северного ветра, оплодотворил ее. Эвриона затем обрела ипостась голубки, снесла Яйцо Мира; Офион проплыл вокруг него семь раз, после чего яйцо треснуло пополам, из него высыпалось все, что ныне существует: Солнце, Луна, звезды, планеты, Земля, животные, растения и люди.

Яйцо как эмблема начала начал уже в античные времена продолжало связываться с мифической генеалогией Света. В греческом мифе Леда, дочь царя Цестия из Этолии, жена царя Спарты Тиндарея, отдалась Зевсу, который был в образе лебедя. Затем она снесла яйцо, из которого «вылупились» братья Диоскуры и Елена Троянская, названная потом Прекрасной.

для друидских жрецов они также были священной запрещенной пищей

У друидов Космическое Яйцо — это «яйцо змеи», символизируемое окаменелым морским ежом.

кельты считали его сутью всего живого (друиды даже носили на шее символическое хрустальное яйцо)

не следует приносить яйца в дом (или выносить) до захода солнца; после того, как яйцо съедено, нужно тщательным образом собрать скорлупу, чтобы она не попала в руки колдуньям.

В Китае яйцо — символ целостности; желток означает Небеса, а белок — Землю. При сотворении мира Космическое Яйцо разбилось и его половинки образовали землю и небо.

У народов Океании считалось, что первый человек вылупился из цтичьего яйца.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Биографии известных людей
Adblock
detector