Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации
Ход урока
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. Проверка знаний.
Открыли тетради, записали число, классная работа
1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)
Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос
1. Главные члены предложения – это.
2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.
4. Подлежащее чаще всего выражается.
5. Сказуемое – это главный член предложения, который.
6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.
10. Составное именное сказуемое – это.
Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.
Дверь была приоткрыта.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Утки начинают купаться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Куда-то попрятались все птицы.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Вода всё ещё не могла успокоиться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке 3. Лингвистическая разминка. На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске) — Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы. — Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают). — Укажите вид сказуемого. — Устно сделаем синтаксический разбор. Создание проблемной ситуации. — Ребята, а что такое оттенок? Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске) — Подчеркните грамматическую основу. — Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.) — Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире) — Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика. Чужим умом жить – добро не нажить. | Её глаза как яркие звёзды. — Сравните эти предложения. — Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить? — Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет) — Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд) — Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд) 4. Изучение нового материала. 1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80 2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие. (у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать) ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд) Тире ставится: |
1. Существительное + существительное | Лес — друг человека. |
2. Числительное + числительное | Дважды два — четыре. |
3. Н. ф. гл. + н. ф. глаг. | Охранять природу — любить родину. |
4. Существительное + н. ф. глаг. | Наша задача — хорошо учиться. |
5. Н. ф. глаг. + существительное | Ходить босиком — удовольствие. |
6. Это, вот, значит | Чтение — вот лучшее учение. |